И сила, и слабость бегут друг за другом.
В танце: плие, прыжок и вращение.
И в жизни для взлета нужно падение».
Эти строчки испанского драматурга Лопе де Веги из пьесы «Учитель танцев», как в зеркале, отражают жизнь и творчество танцовщицы и хореографа Татьяны Олеговны КАЛИТКО.
Двадцатидевятилетняя девушка танцует с семи лет. Она уверена: танцевать и добиваться успеха может каждый – независимо от возраста и комплекции тела, главное – желание.
Руководствуясь этим, Татьяна Олеговна три года назад набрала в свой театр танца «D.Version» – «Диверсия» группу девушек, не умеющих, но очень желающих танцевать. Собираются не просто так, чтобы садиться на шпагат и учиться двигаться, они выступать любят, это – и цель, и шанс проявить себя, который дает им хореограф.
ЕСЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ НАСТУПАЕТ ДЕГРАДАЦИЯ
– Вы строгий учитель танцев?
– На репетиции с учениками нужно быть и жестким, и мягким. Хореография не допускает сантиментов. Нельзя обращать внимание на мелкие болячки и постоянно жаловаться: то тут болит, то здесь колет, то руке или ноге неудобно. В танцах лениться и расслабляться – не дело, иначе ничего не добиться.
Еще бывает, что мешают заниматься комплексы: полнота, малая гибкость, отсутствие чувства ритма. Но это все можно наработать, главное – хотеть. А если есть желание, то всё получится, да и я помогу раскрепоститься, выполнить нужные движения, раскрыть в себе талант. Тут уже жесткость не поможет, здесь – только мягким подходом и поддержкой. Хореограф еще должен быть и психологом.
ДВИГАТЬСЯ - ТЕЛОМ, А ТАНЦЕВАТЬ - ДУШОЙ
У людей существует стереотипное мышление, что танцы – только для молодых, только для тех, у кого природные данные – хорошая гибкость и растяжка тела. А танец на самом деле – это то, что мы хотим сказать миру языком тела.
Любой человек хочет высказаться, любой человек хочет показать себя окружающим. И никто не вправе ему это запретить. Лучше танцевать и освобождать себя от негативных эмоций и получать положительные, чем срываться на семье вечером после нервного и напряженного рабочего дня.
Наша жизнь – это работа, дом, приготовление еды, диван, телевизор. Всё это рано или поздно надоедает, хочется чего-то другого, нового, каких-то свежих эмоций. Поэтому и решила создать группу не только для детей и подростков, но и для взрослых людей, для тех, кого в другие хореографические коллективы не возьмут.
Двигаемся мы телом, а танцуем душой. Когда человек танцует душой, освобождение от негатива и происходит. Еще много зависит от коллектива. Если люди настроены доброжелательно, если они радуются друг за друга, как за себя – это коллектив. Каждый раз девчонки выходят из зала усталые, в поту, но – довольные. Они высказались, выразили себя.
Но когда занимаешься только в зале – это одно, а когда выступаешь на публике – совсем другое. Это драйв, адреналин, чувство удовлетворения. Поэтому организовываю участникам театра танца выступления, концерты, модельные показы.
Люди все разные, и не у всех параметры, как у модели при росте в метр восемьдесят и параметрах – девяносто, шестьдесят, девяносто. А выглядеть красиво хочется всем, поэтому мы с девчонками устраиваем модельные показы. Может быть, в Милан или в Париж мы не пробьемся, но для кызыльчан и для себя самих кое-что можем показать.
ВСЕ ПРИРОДНЫЕ ДАННЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ
Все природные данные развиваются. Например, шпагат зависит не только от того, как развиты мышцы, а они бывают сухие и жесткие, мягкие и податливые, но и от тазобедренного сустава. Это всё можно наработать, по крайней мере, улучшить. Это касается и гибкости, и координации движений.
На репетициях мы занимаемся по принципу – от простого к сложному. Учимся чувствовать свое тело: укрепляем спину, пресс, выполняем упражнения на гибкость. Все это влияет не только на физические данные девчонок, они внутри себя преображаются.
Просто к каждой нужен особый подход: тело у всех разное, подготовка – разная, психология – тоже. И как работать индивидуально с ними – подсказывает интуиция. Я чувствую, как нужно себя вести, например, с технической стороны.
Кому-то достаточно просто показать движение, и она схватит, а кому-то нужно дублировать несколько раз от начала и до конца, и делать это медленно – куда пошла нога, куда выбросить руку, как повернуть голову. Потом всё это еще раз повторить, но побыстрее, и только после этого показать в нужном ритме.
ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ЖИЗНИ
– Наверняка, есть лучшие ученицы?
– Есть. Те, которые дольше всех занимаются. Например, Анастасия ВАЙВОДА и Ольга ВЛАСЕНКО. Настя пришла в октябре 2013 года – сразу, как только я расклеила объявления по городу о наборе группы в театр танца.
У Насти уже был танцевальный опыт – она занималась, когда еще училась в школе. Сейчас она – солистка в коллективе и моя правая рука. Бывает, что меня замещает на занятиях – показывает какие-либо движения девочкам, помогает их отрабатывать. А на концертах, когда меня нет, подбадривает девчонок, следит за выступлением группы.
У Насти есть замечательное качество – ОНА УПЁРТАЯ, будет работать на репетициях, пока не получится идеально, это пример для подражания для всех участниц театра танца.
Ольга Власенко пришла чуть позднее, в декабре 2013 года. Мы как раз учили танцевальную связку, с которой все долго мучились, но все же выучили. Показала Оле несколько движений, у нее не получилось, и она села и заплакала.
И здесь у дальнейшего развития события было возможно только два варианта: либо Оля бы ушла, либо – нет, переборов комплексы и обиду. Она осталась. И сейчас у нее великолепно развитая и гибкая спина, чему позавидует любая девочка. У Ольги – очень сильный характер, а всё остальное приложится.
Еще хочу рассказать об Алдын КУУЛАР. Она сейчас не на все занятия ходит из-за поврежденного колена, но танцами занимается. Алдын раньше, когда только начала посещать репетиции, была угрюмая, зажатая в себе девушка, такая, что не подступиться. Через какое-то время она начала улыбаться, чуть позже – смеяться со всеми, а потом и вовсе менять свой стиль.
У Алдын изменилась жизнь – в лучшую сторону, у неё засияли глаза. Как-то встретила ее в городе, но со спины сначала не узнала, а когда она повернулась, я приятно удивилась: передо мной стояла красиво и стильно одетая, уверенная в себе девушка.
Занималась еще легкоатлетка Патимат Курбанова. У нее от занятия бегом стремительно развились массивные мышцы на икрах – она стала стесняться надевать юбки и обтянутые брюки. Но танцы и ее раскрепостили, теперь от стеснения нет и следа.
Мы все болеем друг за друга и всегда поддерживаем в трудную минуту, а в позитивные моменты – радуемся, мы – как семья. Девчонки сильно сдружились, а объединил всех танец – коллективный, но такой индивидуальный и сокровенный для каждого.
ВЫПЛЕСНУТЬ СВОИ ЧУВСТВА
Это был Международный фестиваль хореографического искусства «Дэнс-эксклюзив». Два танца. Один мы исполняли дуэтом, второй – моё соло. Жюри оценивали сразу две постановки, по сумме баллов определяли победителя. В сольном танце хотела рассказать зрителям историю своих отношений с одним молодым человеком.
Выбрала для этой композиции песню певицы Юты «Гвоздь». Знала, как начну и закончу свою постановку, а что будет в середине, понятия не имела, решила себя полностью отпустить и танцевать как душе захочется. Это была импровизация, я выдала все свои эмоции.
Когда закончила, посмотрела за кулисы и увидела, что у Николая на глазах слезы. Прослезились и девчонки-участницы конкурса, их очень тронул и задел до глубины души мой танец, они прониклись, несмотря на то, что все они были моими конкурентками.
Выбежала на улицу, меня трясло, это была истерика, но в танце удалось выплеснуть все свои негативные чувства и воспоминания, и мне стало легче. Выплескиваться, конечно, до такого состояния не нужно, но в тот момент по-другому у меня просто не получилось бы. Мне нужно было высказаться людям, и мне это помогло – зритель услышал и понял.
Во время церемонии награждения, когда объявили дипломантов третьей, второй и первой степеней, решила, что в числе лауреатов нас точно не будет и предложила Николаю уйти: мне казалось, что нам уже ничего не светит, но он настоял, чтобы остались и досмотрели до конца.
Когда объявили, что мы победили, у меня был такой шок, даже не помню, как на сцену за наградой поднималась, это просто стерлось из памяти. Еще некоторое время находилась в состоянии эйфории, до меня только потом, когда ехали в поезде обратно, дошло, что мы – лучшие на международном фестивале.
ДВОЙНОЙ УДАР НИЖЕ ПОЯСА
Наш дуэт распался. Мы тогда готовились к конкурсу в Санкт-Петербурге. Мне было двадцать шесть лет, и участие в соревновании было очень важным для меня, так как с трудом нашла конкурс с подходящей возрастной категорией, все остальные фестивали принимали участников только до двадцати пяти лет.
Мы начали ставить сложную постановку, Коля никогда до этого момента подобные вещи не танцевал. И он не справился, видимо, просто не смог прыгнуть выше своей головы, или попросту не захотел двигаться дальше, работать над собой и самосовершенствоваться.
Когда Николай уходил, он мне даже об этом не сказал, просто пропал. О его решении мне сообщила его супруга, она заявила, что ему больно, что он устал, и что танцевать со мной больше не хочет. Сейчас Колю не осуждаю, но распад дуэта, в который вложила много сил и эмоций, был большим ударом.
Наш театр танца «Эксплоденс» был смыслом моей жизни, и когда все кончилось, было ощущение, что меня просто использовали и выбросили на улицу. Неужели не заслужила хотя бы того, чтобы мне честно сказали о своем решении?
А через месяц он прислал мне смс-сообщение, где написал, что если он возьмет новую партнершу, то будет ставить наши танцы и выдавать их за свои, хотя придумала их я, поэтому это был второй удар ниже пояса. У меня НАЧАЛСЯ СИЛЬНЫЙ СТРЕСС, даже перестала есть – не могла смотреть на еду. Сильно похудела. В одно время весила всего тридцать два килограмма, но сейчас поправилась до сорока.
Время спустя поняла, что благодарна Коле за его поступок. Во-первых, стала сильнее характером, во-вторых, в итоге приобрела тело, о котором всегда мечтала. Обиды нет, и при встрече в лицо Николаю, конечно, не вцеплюсь.
Теперь у меня новый коллектив – замечательные девчонки – моего нового театра танца «D.Version» – «Диверсия», которые постоянно напоминают, что моя жизнь изменилась к лучшему – сейчас живу лучше и интереснее, чем раньше.
Часто бывает, что в процессе подготовки, когда не получается поставить танец, или перед выступлением очень переживаю, нервничаю, даже психую, но мама удивительным образом влияет на меня: успокаиваюсь и довожу дело до конца. Мама на каждые мои выступления ходит: поддерживает морально, настраивает девчонок, снимает танец на любительскую камеру.
Бывает, звоню Ксюше Фоменко и жалуюсь на жизнь, что все плохо, что сильно устала. Подруга всегда находит нужные слова, после которых нахожу в себе силы продолжать работать. Часто после нашего разговора сажусь и начинаю прослушивать музыку для новых танцев.
ТАНЕЦ ВО СНЕ
Все свои танцы ставлю только тогда, когда подбираю композицию. Если музыкальная тема цепляет, то и постановка будет интересной и захватывающей, если же нет, то и пробовать не стоит. Был один танец, который не под музыку готовила – он мне приснился. Проснулась и начала подбирать произведение уже под него.
Долго не могла найти, а в итоге мне подошла песня кызыльской тяжелой рок-группы «Белый шум». Мы с этой постановкой даже на фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ-2010» ездили, взяли диплом за креативный подход. Сейчас «Белый шум» уже не играет.
Впервые вошла в танцевальный зал двадцать два года назад. Это были уроки хореографии в пятой гимназии Кызыла, где преподавала Наталья Борисовна Горбунова, позднее она уехала жить за Саяны. После первого урока хореографии пришла домой и поставила на трюмо всех своих кукол и начала учить их танцам. Мне так понравилось, что решила: буду хореографом.
Большое впечатление на меня произвела Ирина Олеговна Ондар – преподаватель хореографии в Кызыльском колледже искусств. Она безумно харизматичный человек и настоящий профессионал. Ирина Олеговна занимается с учеником так, что появляется непреодолимое желание танцевать и постоянно работать над собой. Она потрясающе умеет балансировать между жесткостью в преподавании и мягким подходом к человеку, считаю это редким даром.
СЕБЯ НЕ ЖАЛЕТЬ!
Что нужно, чтобы добиться успеха в танце? Главное – себя не жалеть. Как только начинаешь думать: какая я бедная и несчастная – ножку или ручку ударила, всё – это начало конца, ты ничего не добьешься.
На репетициях нужно выворачивать себя наизнанку. Конечно, заставлять себя танцевать с переломом ноги не нужно, но поблажек нельзя допускать – войдет в привычку.
Еще нужно не зацикливаться на одном, искать новые пути саморазвития и совершенствования. Например, если человек исполняет только народные танцы, а другие направления не трогает, это неправильно. Знаю, что и народные танцы можно подать по-разному, тем более, что народов в России и мире огромное множество, и у всех своя культура и способ самовыражения.
Каждая мелочь важна, а здоровый образ жизни – подавно. Есть хореографы и курящие, и пьющие, а есть – наоборот. Не употреблять спиртное и никотин, конечно, хорошо, но сдерживать себя до того, что даже в Новый год не позволять себе бокал шампанского, по-моему мнению, неправильно.
Майя Михайловна Плисецкая на репетиции иногда позволяла себе халтурить, зато на сцене выдавала такое, что до сих пор ни одна балерина ее не перетанцует – не в плане техники, нет. Танец Майи Михайловны повторить можно, но всё равно не будет хватать её шарма, легкости, обаяния, одухотворенности. Она – талант, гений балета. А есть танцоры, которым одаренности не хватает, в этом случае может спасти только желание и упорство.
Часто смотрю в записи свои выступления, но не нарциссизма ради, а чтобы понять: где и что нужно доработать, ведь только так можно выявить и устранить недочеты. Повезло, что я самокритичная, это помогает самосовершенствоваться.
Для меня танец – это жизнь. Был период – год не танцевала и почувствовала, что засыхаю – мне не хватало балетного зала и выплеска своих эмоций. Тогда-то и поняла: без танца не могу.
У ЖИЗНИ НЕТ ЧЕРНОВИКА
– Думали ли вы об участии в каких-нибудь популярных сегодня телепроектах, наподобие «Танцы» на одном из федеральных каналов?
– Сама идея такого телешоу хорошая, это шанс для многих самовыразиться и стать звездой. Но когда танцовщика оценивают юмористы Сергей Светлаков и Павел Воля, которые, по сути, ни петь, ни танцевать не умеют, это неправильно.
Судить должны профессионалы именно своего дела, а не зрители, кем по большому счету и являются Светлаков и Воля. Лучше уж приз зрительских симпатий организовать, и то пользы будет больше.
Когда еще в школе училась, хотела то ПСИХОЛОГОМ стать, то милиционером, конечно, не бросая танцы. Еще люблю копаться под капотом машины, но своего автомобиля нет. Как-то одному своему знакомому сделала проект защиты поддона. По моему эскизу он его воплотил в жизнь, теперь смело ездит в тайгу, не боясь, что поддон пробьет, и машина встанет.
Никогда и ничто меня так не цепляло и не интересовало, как танцы. И еще я – консервативна. Не люблю популярные сейчас откровенно пошлые постановки, от них становится тошно. Мне хочется совершенно иным образом донести до человека то, что хочу сказать.
Главное – ценить каждый момент своей жизни, любить каждую секунду, которую проживаешь, и совсем неважно, хорошо тебе или плохо в этот момент. Люди очень часто откладывают на завтра то, что можно сделать сегодня, тем самым откладывая жизнь на потом, но это самое потом может не наступить, ведь мы живем один раз, вписывая всё сразу на чистовик.
У жизни нет черновика, и всё переписать начисто не получится.
Интервью Константина Куцевалова с Татьяной Калитко «Тонкая натура»
Фото Константина Куцевалова и из архива Татьяны Калитко.
http://www.centerasia.ru/issue/2015/40/5261-tatyana-kaliitko.-tonkaya-natura.html
1. Татьяна Калитко – репетиция. Республика Тыва, Кызыл, детский клуб «Пограничник». 30.09.2015 г.. Фото Константин Куцевалов.
2. Татьяна Калитко с ученицами театра танца «D.Version» – «Диверсия». Республика Тыва, Кызыл, 12.09.2015 года – День города Кызыла. Фото К.Куцевалов.
3. Солистки театра танца «D.Version» – «Диверсия» Ольга Власенко (слева) и Анастасия Вайвода (справа) с Татьяной Калитко. 30.09.2015 года. Фото К.Куцевалов.
4. Художественный руководитель танцевального коллектива Татьяна Калитко со студентами. Кызыл, 12.09.2015 года. Фото К.Куцевалов.
5. Танцевать может каждый. Коллектив театра танца «D.Version» – «Диверсия». Слева направо Ольга Власенко, Анастасия Вайвода, Алина Причина, Татьяна Калитко, Анастасия Олейник, Валерия Чернышева, Анастасия Богданова. Республика Тыва, Кызыл, 12.09.2015 года. Фото Константина Куцевалова.
6. Дуэт Татьяны Калитко и Николая Сластёнова во время одного из выступлений. Кызыл, 2011 год. Фото из архива Татьяны Калитко.
7. Татьяна Калитко с учеником и партнером Николаем Сластёновым на одной из репетиций. Кызыл, 2011 год. Фото из архива Татьяны Калитко.
8. Хореограф Татьяна Калитко (первая слева) и ее любимые ученицы Ольга Кымысова, Алина Причина, Анастасия Олейник, Ольга Власенко, Анастасия Вайвода. Республика Тыва, Кызыл, 30 сентября 2015 года. Фото К.Куцевалов.
9. Себя не жалеть, у жизни нет черновика. Татьяна Калитко во время разминки перед репетицией. Кызыл. 30.09.2015 года. Фото К.Куцевалов.
10. Татьяна Калитко: плоды работы с театрами танца «Эксплодэнс» и «D.Version» – «Диверсия». Награды, полученные в Екатеринбурге, Омске, Кызыле. 25.10.2015 года. Фото Константина Куцевалова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий