Страницы

вторник, 26 января 2016 г.

Сказкатерапия. Тренинг "СКАЗКОГРАД" от Людмилы ПЕТКО. Развитие самопознания через психологические сказки. Продолжение.

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян,
ни бледен, ни богат, ни беден,
ни в парше, ни в парче, а так, вообче.
Служба у Федота - рыбалка да охота.
Царю - дичь да рыба, Федоту - спасибо.
Гостей во дворце - как семян в огурце.
Один из Щвеции, другой из Греции,
третий с Гавай - и всем жрать подавай!
Одному - омаров, другому - кальмаров,
третьему - сардин, а добытчик один!
Как-то раз дают ему приказ -
чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
а злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха,
в висках застучало, в пузе заурчало,
тут, как говорится, и сказке НАЧАЛО.

За горами, за долами, да за хвойными лесами, не в Москве и не в Крыму, а в Ростове-на-Дону 22 января 2016 года сотрудник Инклюзивного Центра Прикладной Психологии "АБА Лэнд" Людмила ПЕТКО провела тренинг "Сказкоград" на базе Центра Глубинной Психологии для представителей Ассоциации Аналитической Психотерапии.


ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА: развитие самопознания через психологическую сказку.

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

1. Наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.

3. Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

I. этап – РАЗОГРЕВ

Цель: Погружение участников в атмосферу сказки. 
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи 
( на тренинге играли на инструменте в живую ).

... Слово царя тверже сухаря. 
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
а куды деваться - надо, Федя!
Или дичь и рыба - или меч и дыба.
Обошел Федот сто лесов, сто болот,
да все зря - ни куропатки, ни глухаря!
Устал, нет мочи, да дело к ночи.
Хоть с пустой сумой, а пора домой.
Вдруг видит - птица, лесная Голубица,
сидит, не таится, ружья не боится...

Федот. 
Вот несчастье, вот беда, 
Дичи нету и следа.
Подстрелю-ка голубицу, 
Хоть какая да еда!

Голубица.
Ты, Федот, меня не трожь,
Пользы в этом ни на грош -
И кастрюлю не наполнишь,
И подушку не набъешь.

Федот.
То ли леший нынче рьян,
То ли воздух нынче пьян,
То ли в ухе приключился
У меня какой изъян?

Упражнение «СКАЗОЧНЫЙ КРУГ».
Цели: Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 10-15 мин.

Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».

На следующим этапе упражнения, ведущий предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:
Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения? Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники? Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить.


II Этап – ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.


Упражнение: «ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ»
Цели: Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.
Время: 1 час.


Данное упражнение состоит из 3 частей:

Часть 1. «Образ сказочного героя»
Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились...

Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей...Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж...


Не пытайтесь вызвать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент...Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут...(Пауза.)

Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?


А теперь мысленно прощайтесь с этим героем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой. Можно потянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами...Прошу вас поделиться тем, что вы увидели во время этого упражнения».

Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас.


Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

Горлинка.
Не твори, Федот, разбой,
А возьми меня с собой.
Как внесешь меня в светелку -
Стану я твоей судьбой.
Буду шить, вязать, творить,
Буду суп тебе варить.
И играть тебе на скрипке,
И клопов тебе морить.

Федот.
Что за притча - не пойму?..
Ладно, лезь ко мне в суму!..
Там на месте разберемся,
Кто куды и что к чему!

Принес Федот горлинку к себе, значит, в горенку.
Сидит невесел, головушку повесил. И есть для кручины сурьезные причины. Не сладилась охота у нашего Федота. А Царь шутить не любит - враз башку отрубит. Сидит Федот, печалится, с белым светом прощается. Вспомнил про птицу, лесную голубицу. Глядь, а средь горенки, заместо той горлинки, стоит красна девица, стройная, как деревце!..


Часть 2. «СОЗДАНИЕ КОМАНД»

Процедура: «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор.


А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей.

Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».


В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев.


В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.
«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: „волшебная вода“, „цветочные часы феи“, „волшебная палочка“ – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями!

Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».



Маруся.
Здравствуй, Федя!.. Ты да я -
Мы теперь одна семья.
Я жена твоя, Маруся,
Я супружница твоя.
Что молчишь, мой друг Федот,
Как воды набравши в рот
Аль не тот на мне кокошник,
Аль наряд на мне не тот?

Федот.
На тебя, моя душа, век глядел бы, не дыша,
Только стать твоим супругом
Мне не светит ни шиша!..
Был я ноне - чуть заря - на приеме у царя,
Ну, и дал мне Царь заданье
В смысле, значит, глухаря.
Хоть на дичь и не сезон - 
Спорить с властью не резон:
Ладно, думаю, добуду, чай, глухарь, а не бизон.


Проходил я целый день, а удачи - хоть бы тень:
Ни одной сурьезной птицы, 
Все сплошная дребедень!..
И теперь мне, мил-дружку, не до плясок на лужку -
Завтра Царь за энто дело мне оттяпает башку.
А такой я ни к чему ни на службе, ни в дому,
Потому как весь мой смысел исключительно в уму!


Часть 3. «СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК»

Процедура: На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.
Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».


Вопросы для обсуждения:
Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
Что далось легко?

Какие чувства вы испытывали к герою, появившемуся вначале?
Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
Как протекал этот творческий процесс?
Что вам дала проведенная в группе работа?


... А царь с послом уже сидят за столом. Рядом - ты глянь-ка! -- царевна да нянька. И все ждут от Феди обещанной снеди. Какая ж беседа без сытного обеда? А на столе пусто: морковь да капуста, укроп да петрушка - вот и вся пирушка. Гость скучает, ботфортой качает, дырки на скатерти изучает. Царь серчает, не замечает, как Федьку по матери величает. Вдруг - как с неба: каравай хлеба, икры бадейка, тушеная индейка, стерляжья уха, телячьи потроха - и такой вот пищи названий до тыщи! При эдакой снеди - как не быть беседе!

Царь.
Вызывает антирес
И такой ишо разрез:
Как у вас там ходют бабы -
В панталонах али без?..

Нянька.
Постеснялся хоть посла б?..
Аль совсем башкой ослаб?..
Где бы что ни говорили -
Все одно сведет на баб!..

Царь.
Ты опять в свою дуду?
Сдам в тюрьму, имей в виду!
Я ж не просто балабоню,
Я ж политику веду!
Девка эвон подросла,
А тоща, как полвесла!
Вот и мыслю, как бы выдать
Нашу кралю за посла!
Только надо пользы для
Завлекать его, не зля -
Делать тонкие намеки
Невсурьез и издаля.

Нянька.
Да за энтого посла
Даже я бы не пошла, -
Так и зыркает, подлюка,
Чтобы стибрить со стола!
Он тебе - все "йес" да "йес",
А меж тем все ест да ест.
Отвернись - так он полцарства
Заглотнет в один присест!

Царь.
Али рот себе зашей,
Али выгоню взашей!
Ты и так мне распужала
Всех заморских атташей!
Даве был гешпанский гранд,
Уж и щеголь, уж и франт!
В каждом ухе по брильянту -
Чем тебе не вариянт?
Ты ж подстроила, чтоб гость
Ненароком сел на гвоздь,
А отседова у гостя -
Политическая злость!..

Нянька.
Как же, помню!.. Энтот гранд
Был пожрать большой талант:
С головою влез в тарелку,
Аж заляпал жиром бант!
Что у гранда ни спроси -
Он, как попка, "си" да "си",
Ну а сам все налегает
На селедку иваси!

Царь.
Я за линию твою
На корню тебя сгною!
Я с тобою не шуткую,
Я сурьезно говорю!
Из Германии барон
Был хорош со всех сторон,
Дак и тут не утерпела -
Нанесла ему урон.
Кто ему на дно ковша
Бросил дохлого мыша?
Ты же форменный вредитель,
Окаянная душа!..

Нянька.
Да уж энтот твой барон
Был потрескать недурен,
Сунь его в воронью стаю -
Отберет и у ворон.
С виду гордый - "я-а" да "я-а",
А прожорлив, как свинья,
Дай солому - съест солому,
Чай, чужая - не своя!..

Царь.
Ну, шпиенка, дай-то срок -
Упеку тебя в острог!
Так-то я мужик не злобный,
Но с вредителями строг.
Вот ответь мне - слов не трать! -
Где царевне мужа брать?
Чай, сама, дурында, видишь -
Женихов у ей не рать!
Кабы здесь толпился полк -
В пререканьях был бы толк,
Ну а нет - хватай любого,
Будь он даже брянский волк!..

Царевна:
Коли ты в Расее власть,
Дак и правь Расеей всласть,
А в мою судьбу не суйся,
И б любовь мою не влазь!
В доме энтих атташе
По сто штук на этаже,
Мне от их одеколону
Аж не дышится уже!..

За горами, за долами, за широкими степями, 
Не в Москве и не в Крыму, а в Ростове-на-Дону !!!

В публикации использованы фрагменты сказки Леонида ФИЛАТОВА 
"Про Федота - стрельца, молодого удальца". 
Продолжение следует.



Начало.. Сказкатерапия. Тренинг "СКАЗКОГРАД" от Людмилы ПЕТКО. Развитие самопознания через психологические сказки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий