Страницы

пятница, 11 декабря 2015 г.

Психологи ФСИН используют в работе арт-терапию "Мандала"

Арт-терапевтические возможности применения метода «Мандала» в психокоррекционной  работе психологов  ФСИН. Психологи следственного изолятора № 4 УФСИН России по Архангельской области (п. Белая Гора, г. Архангельск) провели с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми занятие по арт-терапии с применением метода «Мандала».

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. 

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. 

Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж. 

Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы. 

Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.


Подросткам было предложено с использованием метода "Рисунок в круге" или "Мандала" выполнить творческую работу. Круг для этой техники выбран неслучайно, так как он -мифологический символ гармонии. Выполнение подобного задания помогает человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным "Я".

Делая рисунок, эмоцию условно "заключают" в круг, из которого ей будет не так-то легко "выбраться". Работая с данной техникой, уверяют психологи, можно запустить у себя дремлющие внутренние ресурсы.

На занятии с подростками при помощи рисунка удалось провести коррекцию эмоциональных состояний. Несовершеннолетние правонарушители учились распознавать их, как у себя, так и у других, а также справляться с этими чувствами. Кроме этого в работе была проведена процедура обучения технике лепки "мандалы" для самостоятельного использования её в дальнейшем, как способа самопомощи.

http://www.29.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=219043

Арт-терапия «Мандала».

Создание мандал может использоваться как с психодиагностической, так и психокоррекционной целью.Инструкция по созданию мандала следующая: «необходимо взять лист размером 30 на 45 см и тарелку 27 см в диаметре и обвести ее простым карандашом».

Взять цветной пастельный мелок или краски и нарисовать что - нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен в данный момент. Внешние границы круга не должны являться непреодолимым препятствием.

Когда будет закончен рисунок нужно будет подписать его и поставить дату, а также указать, где находится верхняя часть изображения. С помощью «Мандалы» мы можем диагностировать наличие определенной проблемы у осужденного, которая в дальнейшем приведет его к кризисной ситуации.

Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик - изображение создается в очертании круга. Понятие мандалы было введено Юнгом, который связывал ее с циркулярными образами (сновидениями, визуализациями). Мандала отражает процесс, направленный на формирование психической целостности. 

Процесс усиливается при переживании человеком психологического кризиса. В этом случае создаваемая мандала отражает формирование новой психической сущности вслед за утратой старой. 

В раннем детстве в психической жизни человека преобладает бессознательное, и лишь во второй половине жизни происходит сближение сознательного и бессознательного, что ведет к состоянию большой целостности.

Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание. «Такая психотерапия гибка. Процесс заключается не в том, что психолог ищет, что с клиентом «не так», и затем говорит об этом, а в том, что пациент сам рассказывает о своей жизни. 

Суть в том, что психолог не пытается что - то узнать о клиенте и затем его чему - то научить, но показывает клиенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема» (Перлз).

Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. 

Если осуждённый не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт - терапии считается приемлемой любая созданная клиентом продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Создание мандалы, как правило, успокаивает осужденных, они на время погружаются в состояние созерцания и творчества. Когда осужденные делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше им казалось безобразным, они видят красоту.

Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство осуждённх охотно вывешивают свои рисунки, особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт - терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. 

Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть, подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены.

Мандала терапия может быть использована как самостоятельный метод арт - терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать этой работе лишь отдельные занятия, а также использовать мандалы в начале работы вновь созданной группы и на завершении с целью психодиагностики.


В психокоррекционной  работе возможности мандал возможно применять в целях: коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок), диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга), изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции), диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога при проблемах самооценки и при ощущении внутреннего дисбаланса, активизация ресурсных состояний личности и при страхе потерять контроль над собой, при пессимизме и депрессии, при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии, психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

Так же при психокоррекция страхов и тревог, преодолении кризиса в развитии (возрастные, личностные), сопровождение адаптации, семейных ситуациях, психосоматических проблемах, сплочении группы на основе духовного сближения, коллективного творчества, повышении концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей), коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, формировании самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала, и в других случаях


ФСИН России на местах активно развивает службу МЕДИАЦИИ
Положительный опыт работы специалистов-психологов ФСИН России
Психологи ФСИН используют в работе арт-терапию "Мандала"
Экстремальный тренинг с пенитенциарными психологами
Вакансии психологов ГУФСИН России по Приморскому краю

Обучающий семинар по работе с программой «Psychometric Expert»
Мастер-класс «Системные расстановки по Б. Хелленгеру» и песочная терапия
Метод цветового оформления первичной психологической характеристики
Как психологи ФСИН помогают осуждённым адаптироваться. Видео.
Вакансия. Срочно требуется начальник психологической службы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий