Страницы

суббота, 29 августа 2015 г.

Программа психологического сопровождения военнослужащих. Арт-тренинг от Людмилы ПЕТКО.


Креативный психолог финалист IV и VI Всеармейских конкурсов специалистов психологической работы ВС РФ кандидат психологических наук Людмила ПЕТКО наконец полностью отошла от поездки в мае на берега Амура, поправила своё подорванное здоровье и вновь в наших стройных рядах.  


Людмила Юрьевна предлагает армейским и флотским психологам в перерывах между тестированием личного состава ознакомится с разработанной ею Программой психологического сопровождения военнослужащих в период подготовки к выполнению учебно-боевых задач.

Людмила ПЕТКО успешно апробировала данную Программу на личном составе подразделений радиотехнических войск (РТВ) перед выездом на знаменитый полигон "Ашулук". 

Нет предела совершенству, поэтому данная Программа не догма, а руководство к действию (или бездействию) военным психологам.

Программа психологического сопровождения военнослужащих РТВ
в период подготовки к выполнению учебно-боевых задач. 


В РТВ им выпало служить –
Ключи от неба Родины хранить!
День сменяет ночь, радар – не спит,
И лишь тихонько РЛС шумит

Этап № 1. Психологическая диагностика военнослужащих


Психолог учит жизни не боятся,

Всегда без страха двигаться вперед,
С задачами всегда справляться,
Он выслушает и всегда поймет.

Профессия очень моя интересна –
Я души, как книги, умею читать:
В глаза посмотрю, результат взгляну теста,
И о Вас очень много смогу рассказать

Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. 


Этап № 2. Интеллектуальный социально – психологический АРТ ТРЕНИНГ с военнослужащими по контракту

Особенности арт-терапевтической сессии:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Спонтанность.


Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о
художественности своих творений. 

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. 


Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). 

Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии). 

Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).

Этапы арт-терапевтической сессии:

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.

3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или коллективная работа (в парах; малых группах);

6. Рефлексивный анализ. Выводы.


СТАДИИ РАБОТЫ:


1. Полное непонимание происходящего (когнитивный диссонанс), смятение (продолжается 3-10 мин.). Участники тренинга затрудняются сформулировать исходную ситуацию, конструктивные направления решения интеллектуальной задачи. 

Стимульный материал предстает как набор отдельных отрывков некоторого текста, не имеющего единого смыслового содержания.

2. Попытки решить задачу тривиальным способом: цепочка рассуждений ведется от поставленных вопросов (например, кто мечтает о лете? – сосед цветовода; кто сосед цветовода? и т.п.)

3. Выделение организационно-интеллектуального лидера (лидеров), возложивших на себя ответственность за результаты групповой деятельности.

4. Систематизация имеющейся разрозненной информации (категории «дом», «увлечения», «сад», «средство передвижения» т т.п.).


5. Поиск ответов на поставленные вопросы с учетом интеллектуальной переработки информации.


Выбор психологом того или иного упражнения определяется следующими факторами:

1) содержанием и уровнем трудности упражнения;

2) особенностями группы и ее участников;

3) особенностями тренинговой ситуации;

4) ресурсом времени, отводимым для выполнения упражнения. 

Обычно в программу (сеанс) интеллектуального социально-психологического тренинга необходимо включать 1-3 упражнения.

В заключительной части тренинга осуществляется анализ результатов игровой деятельности группы (в т.ч. оценка правильности и способа решения задач) отдельных игровых действий, обмен участников мнениями, опытом и эмоциями, самоанализ поведения, а также так называемый «деролинг» (выход из роли).

ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ. 


В нашей истории четыре (пять, шесть и т.д., в зависимости от упражнения) персонажей. Они имеют определенное образование, работу, друзей, материальные блага (дома, транспортные средства и т.п.). семейное положение и увлечения людей разнятся, как и у нас с Вами.


Вам необходимо ознакомится с раздаваемыми карточками, на которых приводятся утверждения или вопросы (групповые задания). 

Разрешается оглашать и обсуждать содержимое карточек, имеющихся в распоряжении каждого участника. 

Показывать карточки другим участникам недопустимо. 

При необходимости на отдельных листах бумаги можно делать записи. 

По результатам групповой работы необходимо ответить на ряд вопросов (все они начинаются словами – «Одно из заданий»). 

Задание будет успешно выполнено при правильном ответе на все поставленные перед Вами вопросы.

ЗАДАЧА № 1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК.


1. На рисунке изображены два дерева во дворе дома. Одно - на улице рядом с калиткой.

2. На первом этаже дома нарисованы входная дверь и окно.

3. Для раскрашивания дома можно использовать следующие цвета: желтый, красный, коричневый, синий.


4. Дом имеет несколько этажей, стены которых окрашены в разные цвета.

5. На рисунке на всех этажах кроме первого изображено одинаковое количество окон.

6. У нарисованного дома помимо входной двери видно пять окон.

7. Забор выкрашен в коричневый цвет, калитка может иметь желтый или синий цвета.

8. Цвет калитки совпадает с цветом стен второго этажа нарисованного дома.


9. Цвет самого верхнего этажа дома - желтый.

10. На рисунке надо изобразить дом, забор с калиткой, три дерева, один кустарник.

11. Цвет первого этажа дома не может быть красным, второго – желтым, третьего – зеленым.


12. На рисунке количество деревьев должно совпадать с этажностью дома.

13. Вы и только Вы должны нарисовать рисунок, содержание которого указано в карточках, находящихся у других участников тренинга.


ЗАДАЧА № 2  СОСТАВИТЬ СХЕМУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.

1. Фудстилист и титестер пришли в профессию в результате длительного поиска.

2. Корреспондент, провизор и юрисконсульт представляют семейные профессиональные династии.


3. Своей профессией гордятся персонажи, прошедшие в нее в результате длительного поиска, а также один из представителей семейной династии.


4 . Мерчендайзер желает сменить профессию.

5. Провизора и мерчендайзера не устраивает социально – психологический климат в трудовых коллективах, и как следствие, профессия.

6. Заработная плата полностью устраивает фудстилиста и одного из представителей семейных династий.

7. Один гордится низкооплачиваемой профессией, другие испытывают удовлетворение от дохода на не очень любимой работе.

8. Персонаж, желающий сменить профессию, и юрисконсульт затрачивают на дорогу к месту работы очень много времени.

9. По мнению одного из персонажей ради дохода, можно смирится с большими затратами времен на дорогу к работе.

10. Напряженность, обусловленное наличием неблагоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе, желание сменить работу привели к ухудшению внутрисемейных отношений одного из персонажей.


11. Профильное образование имеют все персонажи, за исключением лица, гордящегося своей профессией и удовлетворенного заработной платой.

12. Дополнительное образование помогает в профессии представителя семейной династии, который гордится этой профессией.

13. Представитель семейной династии, который гордится своей профессией, совмещает основную работу с педагогической деятельностью.

14. Представитель семейной династии, который меньше всего упоминается, имеет сестру, занимающуюся профессией, что и он.

15. Персонаж, не имеющий профильного, уверен в своем будущем.

16. Педагог – совместитель – друг мерчендайзера.

Назовите представителя семейных династий, которого полностью устраивает заработная плата. 

Кто из персонажей не имеет профильного образования. 

Представителю какой профессии помогает дополнительное образование. 

Какую профессию выбрала для себя сестра одного из персонажей. 

Кто из персонажей является другом мерчендайзера.

Этап № 3. Арт - тренинг "Дерево коллектива" с военнослужащими по призыву


Проведение арт – тренинга "Дерево коллектива" позволяет позитивно влиять на микроклимат в воинских коллективах, и способствуют профилактике неуставных взаимоотношений и укреплению воинской дисциплины.


ЦЕЛИ АРТ-ТРЕНИНГА:

1.Выявить особенности развития психологического климата.


2.Определить факторы, влияющие на климат в коллективе.

3.Определить пути формирования благоприятного психологического климата в коллективе.

4. Выявить лидеров и аутсайдеров коллектива.

5. Содействовать сплочению коллектива.

Время проведения: 1 час – 1 час 30 минут.

Оборудование: лист ватмана, цветные мелки, карандаши, краски, вырезанные из красной, желтой, зеленой бумаги различные геометрические фигуры; клей.


ПЛАН ТРЕНИНГА:

Вступление. На данном тренинге мы постараемся определить пути формирования благоприятного климата в вашем коллективе. 

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?


Упражнение «Ассоциации к слову коллектив».

«Что значит для меня коллектив» (по одной фразе от каждого участника). 

Я обычно кидаю участникам мяч, и военнослужащие, участвующие в тренинге, мне называют ассоциацию.


Для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. 

Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.


Что такое психологический климат коллектива?

Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только руксостава части, но и каждого члена коллектива. 

Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным военнослужащим и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. 


Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. 

Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело

«Дерево достижений нашего коллектива» (за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»). 

Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. 

Цель– увидеть достижения отдельных военнослужащих в единстве всего коллектива.


- Перед вами карандаши, маркеры, мелки разных цветов. 

Ваша задача написать и нарисовать ими ваше желаемое достижение в армии (например - дослужиться до сержанта, отстоять 100 караулов, побывать за границей в морском походе, и т.д.) и прикрепить к стволу дерева.

Оценка уровня конфликтности. 

Предлагаю каждому из вас оценить такое качество как конфликтность, что особенно влияет на взаимоотношения с сослуживцами, а значит и на климат коллектива. 

Какие выводы вы для себя сделали?


Продолжение следует. Далее:

Этап № 4 Практическое занятие по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Этап № 5 Тимбилдинг с военнослужащими по призыву.

Этап № 6 Тимбилдинг с военнослужащими по контракту.


Материал также размещён на блоге В помощь военным психологам.


Светлана ЛОБОДА - Город под запретом

Словно ночь в пустыне, я рисую синей

Звездою на небе след.
Под осенним небом город под запретом,
Тебя больше рядом нет...

Скажи как пройти мне дальше этот путь,
Скажи ведь ничего нам больше не вернуть,
Беги призраком потеряной мечты,
Сотри линию потеряной любви!

В этом городе под запретом,
Уже не осталось ответов...
Земля покрылась толстым льдом,
Сохранив старый дом!

В этом городе все устало,
И кислорода осталась мало...

Словно ночь в пустыне, я рисую синей,
Звездою на небе след.
Под осенним небом город под запретом,
Тебя больше рядом нет...


Комментариев нет:

Отправить комментарий