Подводный атомный крейсер Северного флота "Курск" затонул 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. 12 августа на всех флотах российского ВМФ, военных округах проходят траурные мероприятия.
12 августа 2015 года исполнилось 15 лет с гибели в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) К-141 "Курск".
Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" — одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. "Курск" относился к проекту 949А, главным предназначением которого является борьба с крупными надводными кораблями противника, прежде всего — с авианосцами. Заложен в марте 1990 года, спущен на воду в мае 1994 года, вошел в строй 30 декабря 1994 года.
Гибель крейсера, на борту которого находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.
12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки — капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота для выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь.
На поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. 13 августа в 04.51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11.00 командование российского флота сделало публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.
Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных средств. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.
16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" был спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку.
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, 20 августа подошло норвежское спасательное судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Для вскрытия люка пришлось изготавливать специальный инструмент.
Утром 21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки была введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ.
21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 "Курск".
22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.
Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.
Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов.
Согласно официальной версии, трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в результате взрыва торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.
По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие "нештатных процессов". Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2.
Второй взрыв произошел две минуты спустя, в 11 часов 30 минут 44,5 секунды. Он полностью разрушил носовую часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени — от нескольких десятков секунд до нескольких минут".
За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
На 40-й день после гибели АПЛ "Курск" в Северодвинске Архангельской области, где расположен завод "Севмаш", на котором была построена подлодка, был установлен Скорбный камень памяти экипажа на территории воинского мемориального комплекса на острове Ягры.
В память о погибших моряках атомного подводного крейсера "Курск" в 2002 году были открыты мемориалы в Москве у здания Музея Вооруженных Сил, в поселке Видяево, где базировался "Курск", Нижнем Новгороде на могилах трех нижегородцев — моряков АПЛ.
В августе 2003 года в Санкт-Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.
В марте 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров был торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере "Курск". В 2009 году в Мурманске на смотровой площадке у храма Спас-на-Водах была установлена рубка АПЛ "Курск". Она стала частью Мемориала морякам-подводникам, погибшим в мирное время.
Памятники погибшим подводникам установлены и в других городах. На домах погибших членов экипажа АПЛ, школах, в которых они учились, установлены памятные доски.
31 июля 2012 года родственники погибших моряков с АПЛ "Курск", участники четвертого международного автопробега ветеранов Военно-морского флота и представители командования Северного флота установили православный крест в точке гибели подлодки на дне Баренцева моря.
Основные памятные мероприятия, посвященные гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера "Курск", ежегодно проходят в городе Мурманске у Мемориального комплекса морякам-подводникам, погибшим в мирное время, в поселке Видяево у Мемориала подводникам, погибшим в океане, и гарнизонах базирования подводных лодок Северного флота Видяево, Гаджиево, Заозерске и Северодвинске.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
http://ria.ru/spravka/20150812/1176216512.html
http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=20392#ad-image-5
Комментариев нет:
Отправить комментарий