Страницы

понедельник, 20 июля 2015 г.

Опыт организации психологической работы в ВМФ РФ в 1997 году

Из мемуаров (1824) Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии-Антуанетты. Однажды она, слегка подновив старое платье, предложила его королеве, и та с удовольствием его приняла. «Новое — это хорошо забытое старое», — прокомментировала этот случай портниха. 

На эту мысль меня натолкнул документ, кем-то заботливо выложенный в сеть 11 сентября 2014 года, кстати, в День специалиста органов воспитательной работы. Документ датирован 1997 годом и раскрывает отдельные вопросы организации психологической работы в ВМФ России почти двадцать лет назад. Давайте почитаем и получим удовольствие.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ (1997 год)

Психологическая работа в Военно-морском флоте организуется и проводится в соответствии с требованиями Приказов Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 226 и № 235, Директивы Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 18, организационно-методических указаний по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ на 1997 год, рекомендаций Главного управления воспитательной работы МО РФ по организации психологической работы в ВС РФ в 1997 году, проекта "Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации", приказа Главнокомандующего ВМФ 1994 года № 300 "О введение в действие Руководства по организации социально-психологической работы и психологического обеспечения деятельности сил (войск) Военно-морского флота", директивы Главнокомандующего ВМФ 1997 года № 7 "О совершенствовании работы военных психологов по профилактике суицидальных происшествий".

В соответствии с требованиями руководящих документов и указаниями заместителя главнокомандующего ВМФ по воспитательной работе основные усилия в психологической работе направлены на обеспечение психологической готовности личного состава к выполнению стоящих перед Военно-морским флотом боевых и учебно-боевых задач, формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, профилактику неуставных взаимоотношений между военнослужащими и самоубийств.

Главнокомандующий ВМФ адмирал флота ГРОМОВ Ф.Н.(на верхнем фото), заместитель главнокомандующего ВМФ по воспитательной работе контр-адмирал АПОЛЛОНОВ М.И. (на нижнем фото), должностные лица органов воспитательной работы творчески подходят к вопросам совершенствования системы психологической работы, проявляют заинтересованное отношение к созданию оптимальных условий для ее организации и проведения.


Вопросы организации и состояния психологической работы регулярно обсуждаются на заседаниях Военных советов, сборах командиров и их заместителей по воспитательной работе, на совещаниях по недельному и месячному планированию деятельности сил флотов с участием командиров и офицеров воспитательных структур объединений, соединений, кораблей и частей. 

Так, в декабре 1996 года под руководством командующего Балтийским флотом адмирала ЕГОРОВА В.Г. и заместителя командующего флотом по воспитательной работе контр-адмирала КАСЬЯНОВА В.П. состоялось совещание с психологами флота, на котором были подведены итоги психологической работы и поставлены задачи на новый учебный год. Командующий Балтийским флотом ЛИЧНО выразил благодарность психологам за их вклад решение стоящих перед флотом задач.

Важным этапом в создании нормативной базы психологической работы стал приказ Главнокомандующего ВМФ 1994 года № 300 "О введение в действие Руководства по организации социально-психологической работы и психологического обеспечения деятельности сил (войск) Военно-морского флота". Данное Руководство способствовало совершенствованию психологической работы в ВМФ.

В результате поиска новых, более эффективных форм организации деятельности психологов в 1996 году на Черноморском флоте приказом командующего флотом была создана нештатная Психологическая служба флота (командующий флотом адмирал КРАВЧЕНКО В.А., заместитель командующего флотом по воспитательной работе контр-адмирал ПЕНКИН А.А., начальник управления воспитательной работы флота капитан 1 ранга ОСОКИН А.В.).

Это позволило объединить усилия всех психологов в интересах решения стоящих перед флотом задач, укрепить вертикальную структуру руководства психологами по вопросам специальной деятельности, применять самые разнообразные формы психологической работы, которые отдельному психологу принципиально недоступны.

Были созданы различные НЕШТАТНЫЕ формирования психологов: Центр психологической помощи военнослужащим, психологические консультационные пункты в соединениях, телефонная служба и почта психологической консультации, группы социально-психологического изучения и сопровождения молодого пополнения, КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СОВЕТ психологов флота и др.

Кроме того, психологическая служба позволила более эффективно решать задачи взаимодействия психологов с медицинскими работниками, юристами, гражданскими психологическими организациями, учебными заведениями и отдельными специалистами (профессиональными психологами).

В рамках психологической службы появилась возможность охватить систематическим психологическим воздействием личный состав воинских частей и подразделений не имеющих штатных психологов.

Подводя первые итоги работы психологической службы на флоте командующий ЧФ адмирал КРАВЧЕНКО В.А. отметил возросшую роль психологов в укреплении морально-психологического состояния личного состава, решении стоящих перед флотом задач. 

Высокая оценка дана работе нештатного Центра психологической помощи военнослужащим (возглавляет старший офицер по социально-психологической работе управления воспитательной работы флота капитан 3 ранга ОЛЕНЧЕНКО И.В.)

В Центре организовано ЕЖЕДНЕВНОЕ дежурство психологов, работает кабинет психологической консультации, телефонная служба психологической помощи, по указанию командования психологи выезжают для работы на корабли и в воинские части.

В результате проделанной работы в 1996 году на Черноморском флоте, по сравнению с предыдущим годом, количество самоубийств и самовольных оставлений части уменьшилось почти вдвоеОпыт организации психологической работы на Черноморском флоте признан положительным и принят к использованию на других флотах.

Так, в объединении подводных лодок Северного флота (заместитель командующего по воспитательной работе капитан 1 ранга ТИХОНЕНКО И.М., психолог - капитан 2 ранга МОСКАЛЕНКО И.А.) хорошо зарекомендовала себя практика создания нештатного психологического Центра по изучению прибывающего молодого пополнения

Главной задачей центра является выявление военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, их психологическое сопровождение, выработка рекомендаций для командиров всех уровней по работе с такими военнослужащими и профилактике суицидальных происшествий.

Хорошо зарекомендовала себя на флотах практика работы психологов в составе мобильных групп. Это позволило проводить комплексную психологическую работу во вновь сформированных подразделениях, в кратчайшее время получать полную, объективную и достоверную информацию, выдавать оптимальные рекомендации командованию соединений, по укреплению морально-психологического климата, оказывать необходимую психологическую помощь военнослужащим.

Так, в частях авиации Балтийского флота, ввиду того, что в ряде крупных гарнизонов (п. Чкаловск, п. Донское) нет психологов, при отделе воспитательной работы авиации БФ сформирована нештатная группа психологической помощи, в состав которой входят два психолога, психофизиолог и психотерапевт.

Группа работает в плановом порядке, а также по указаниям командующего авиацией БФ генерал-лейтенанта ПРОСКУРНИНА В.В. и заместителя по воспитательной работе полковника МАСЛОВА Ю.В., по запросам командиров частей и их заместителей

Высокую результативность группа показала при подготовке летных экипажей вертолетов для участия в проводимых учениях международных сил в Балтийском море (БАЛТОПС-95, БАЛТОПС-96), в проведении реабилитационных мероприятий с военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях в Чечне, оказании психологической помощи лицам с кризисными психическими состояниями.

Во всех авиационных полках БФ организована работа пунктов психологической помощи и комнат психологической разгрузки для военнослужащих и членов их семей. Психологи обеспечены аудио и видео материалами для работы по снятию нервно-психологического напряжения.

В Балтийской военно-морской базе (командир контр-адмирал ТАТАРИНОВ А.А. (на фото), заместитель по воспитательной работе капитан 1 ранга МОРОЗ В.К., психолог капитан 2 ранга ЛЫСЕНОК А.А.) в течении двух лет работает кабинет психологической консультации.

Только в 1996 и 1997 годах количество военнослужащих и членов их семей, обратившихся за помощью к психологу, возросло в три раза и составило 346 человек. Психолога Сан Саныча (так называют матросы психолога базы) и его номер телефона, в том числе и домашний, знают практически все матросы Балтийской ВМБ.

Сегодня под контролем и наблюдением психолога находится более 150 военнослужащих срочной службы. Как показывает опыт, в результате активной психокоррекционной работы более половины из них снимается с учета уже через полгода.

Все более заметную роль играют психологи в организации психологической подготовки военнослужащих в процессе боевой и учебно-боевой деятельности сил флотов. Так, в соединении морской пехоты Черноморского флота (командир полковник СМОЛЯК А.Е., заместитель командира по воспитательной работе подполковник ЩЕРБИНИН С.П.) в целях формирования психологической устойчивости военнослужащих активно используется "Морально-психологическая полоса", занятия на которой проводятся по планам, разработанным психологом подполковником ДУДАРЕВЫМ А.П.

Для адаптации личного состава к условиям уличного боя психолог бригады организовал использование недостроенных строений. По инициативе психолога бригады, совместно с командиром подразделения, был создан учебный кинофильм, раскрывающий особенности воздействия боевой ситуации на психику воина.

Высокую оценку командования получила деятельность психологов авиации ЧФ (начальник группы социально-психологической работы подполковник ДАВЛЕТШИН И.М.), соединения надводных кораблей (психолог капитан 2 ранга ЛИНЕЙЦЕВ С.А.), бригады охраны водного района (психолог капитан 2 ранга ТРЯСЦЫН В.В.) по организации морально-психологического обеспечения подчиненных сил при проведении командно-штабных тренировок, полетов авиации, выходов кораблей в море для выполнения учебно-боевых стрельб.

Психологом испытательного центра капитаном 2 ранга МАЛЬЦЕВЫМ В.А. разработаны методики по подсчету психологических потерь, позволяющие в ходе боевых действий учитывать изменения в морально-психологическом состоянии личного состава и оказывать оперативную психологическую помощь военнослужащим в бою.

В ходе подготовки экипажа подводной лодки к выполнению задач боевой службы психологом соединения подводных лодок Черноморского флота капитаном 2 ранга ПИЛИПЕНКО А.М. разработана и внедрена система комплектования подразделений, боевых смен и расчетов с учетом психологических особенностей военнослужащих и последующего психологического сопровождения личного состава при выполнении задач в море, а также послепоходовой реабилитации (командир капитан 1 ранга ГРИЩУК А.В., зам. командира по воспитательной работе капитан 1 ранга ХУДИЦКИЙ В.Е.).

Успешный практический опыт психологической работы по обеспечению задач боевой службы и боевого дежурства накоплен в соединении надводных кораблей Балтийского флота (командир контр-адмирал АПАНОВИЧ В.Н., заместитель командира по воспитательной работе капитан 1 ранга МАСЯГИН В.П., психолог капитан 2 ранга БОРОВЛЕВ А.Н.). 

В работу по подготовке кораблей к выполнению задач боевой службы, боевого дежурства, учений и визитов, как правило, включаются все психологи соединения (5 офицеров).

В этих целях психологами проводится целый комплекс мероприятий:
- профессиональный психологический отбор военнослужащих, прибывших на доукомплектование экипажей кораблей;
- изучение и коррекция морально-психологического климата воинских коллективов;
- выявление военнослужащих с признаками дезадаптации к корабельной службе, оказание им психологической помощи и поддержки;

- проведение тренингов, направленных на сплочение воинских коллективов;
- цикл занятий с офицерским составом с целью повышения их психологической компетенции;
- обучение всех категорий военнослужащих методам психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях.

По оценке командования флота деятельность психологов оказала положительное влияние на качественное решение задач боевой службы экипажем сторожевого корабля "Пылкий" и способствовала успешным, слаженным действиям экипажей эсминцев "Настойчивый" и "Беспокойный" в ходе международных учений (БАЛТОПС-95 и БАЛТОПС-96).

Большая работа проводится психологами с военнослужащими, несущими службу с оружием. Командиры соединений, кораблей, частей стремятся к тому, чтобы без заключения психолога допуск военнослужащих к оружию не производился. При этом широко используется методика экспресс-оценки морально-психологического состояния.

Психологический экспресс-опрос позволяет выявить военнослужащих, заступающих на боевое дежурство, в караулы в состоянии нервно-психического напряжения и затрудненного самовосстановления. С ними проводится комплекс психореабилитационных мероприятий.

Так, например, для снятия накапливающейся в ходе несения боевого дежурства усталости психолог соединения охраны водного района Каспийской флотилии капитан 3 ранга КОСИК С.Л. (командир капитан 1 ранга ВИННИК Ф.В., заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга ЧИКВАИДЗЕ А.Г.) активно проводит сеансы релаксации с личным составом сменившихся боевых смен.

Одной из главных задач военных психологов является работа по предупреждению гибели военнослужащих. По результатам заседания Военного совета Военно-морского флота в феврале 1997 года Главнокомандующий ВМФ издал директиву № ДФ-7, в которой подчеркивается роль и значение психологов в работе по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, предъявляются жесткие требования к их деятельности.

В соответствии с требованиями директивы по каждому случаю самоубийства в 15-ти дневный срок психологи обязаны составлять психологическое заключение с анализом и выводами о психологических причинах происшествия, а также предложениями по проведению реабилитационных и профилактических мероприятий в этих воинских коллективах.

Основным методом психологической работы по формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, разрешению межличностных конфликтов, профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и самоубийств рекомендовано считать групповой социально-психологический ТРЕНИНГ.

В распорядке дня определяется время и место проведения с личным составом групповых психологических ТРЕНИНГОВ (не менее двух занятий по два часа в неделю). Психологи, не имеющие навыков проведения групповых психологических тренингов и не применяющие этих методов в своей практической деятельности, СЧИТАЮТСЯ НЕСПОСОБНЫМИ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ.

Первые положительные результаты практического применения методов группового тренинга, показавшие их высокую эффективность, получены в соединении ремонтирующихся кораблей ЧФ (командир капитан 1 ранга ТРОЯН А.В., заместитель командира по воспитательной работе капитан 1 ранга ПРОСОЛИН И.В.).

Психологом соединения капитаном 2 ранга БУЛГАКОВЫМ А.В. подготовлены учебно-методические пособия по психологическому тренингу и профилактике отклоняющегося поведения, ставшие важными и своевременными документами способствующими распространению передового опыта и знаний. Пособия высланы на флоты и рекомендованы для использования при проведении воспитательной и психологической работы.

Опыт работы психолога этого соединения был распространен на флоте. Под руководством капитана 2 ранга БУЛГАКОВА А.В. с психологами флота проведено ТРЁХДНЕВНОЕ занятие по обучению их основными социально-психологического тренинга, с использованием видеотехники. Это занятие в значительной степени способствовало скорейшему внедрению тренинговых методик в практику работы психологов.

В директиве Главнокомандующего ВМФ перед психологами поставлена задача охватить психологической работой все категории военнослужащих. Обратить особое внимание на работу с офицерами, мичманами и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Обеспечить каждому военнослужащему доступность и своевременность получения психологической консультации и необходимой помощи, определить порядок работы нештатных консультационных пунктов и порядок их посещения личным составом. Для проведения психологических консультаций с военнослужащими воинских частей, не имеющих штатных психологов, организовать в гарнизонах работу военных психологов СОВМЕСТНО с врачами психоневрологами.

Так, на Черноморском флоте по согласованию с начальником медицинской службы флота в гарнизонной поликлинике психологам выделен кабинет для проведения психологического консультирования военнослужащих, а также предоставлена возможность работать СОВМЕСТНО с врачами в психиатрическом отделении госпиталя.

Активное взаимодействие с персоналом отделения аффективной патологии военно-морского госпиталя ЧФ по составлению психологических заключений на проходящих лечение военнослужащих поддерживают психолог флотского узла связи капитан 3 ранга КУЛЬЧАНОВСКИЙ И.Б. и психолог полка связи капитан 3 ранга МУСАТОВ С.А.

Большой комплекс мероприятий проводится с прибытием на флоты пополнения. Направлением воспитательной работы ВМФ в этих целях разработаны рекомендации по проведению воспитательной работы с молодым пополнением.

На этот период ВСЕ штатные психологи приказами командующих флотов и объединений включаются в комплексные группы социально-психологического изучения пополнения. Со всеми призывниками проводится тестирование, беседы, изучаются документы из военкоматов. Их информируют об особенностях военно-морской службы, о том где и как можно получить психологическую помощь или консультацию, вручаются памятки и наставления молодому воину.

По итогам изучения пополнения психологами вырабатываются конкретные рекомендации для командиров подразделений, офицеров воспитательных органов. Пакет документов с итогами психологических исследований установленным порядком направляется в воинские части или соединения, куда распределяются военнослужащие по выпуску из учебных отрядов.

Применение подобной организации работы психологов на Черноморском флоте и Каспийской флотилии позволило составить социально-психологический портрет молодого пополнения осеннего призыва 1996 года, спрогнозировать и предотвратить возможные конфликтные ситуации в воинских коллективах в связи с ростом числа призывников из северо-кавказских регионов РФ.

Командованием флота (флотилии), с учетом рекомендаций психологов, были своевременно внесены коррективы в деятельность командиров, их заместителей по воспитательной работе по стабилизации психологического климата в частях и на кораблях.

Положительный опыт работы с военнослужащими различных национальностей накоплен в соединении охраны водного района ЧФ (командир капитан 3 ранга ТУМАКОВ С.А., зам. командира по воспитательной работе капитан 1 ранга ЧЕРНИКОВ Ю.В., психолог капитан 2 ранга ТРЯСЦЫН В.В.).

Здесь практикуется равномерное распределение военнослужащих по кораблям соединения, выявление неформальных лидеров в национальных микрогруппах и влияние через них на остальных военнослужащих, что во многом способствует поддержанию здоровой морально-психологической обстановки в коллективах.

На протяжении трех лет на Балтийском флоте успешно действует система непрерывного психологического сопровождения военнослужащих на всех этапах прохождения службы. Сопровождение начинается уже на приемно-технической комиссии флота, где накоплен богатый опыт работы группы социально-психологического изучения призывников и профессионального психологического отбора. В состав группы включаются до 10 наиболее подготовленных специалистов.

В их задачу включается:
- определение индивидуально-психологических особенностей призывников;
- выявление лиц с низкими адаптивными способностями, предрасположенными к суицидальным поступкам;
- разработка рекомендаций по оптимальному использованию призывников по специальности.

На каждого призывника заводится психологическая КАРТА и выдаются рекомендации председателю приемно-технической комиссии по дальнейшему использованию призывников, готовятся рекомендации командирам, заместителям командиров по воспитательной работе. Итоговые результаты заносятся в компьютер, что позволяет в дальнейшем отслеживать процесс адаптации пополнения к воинской службе.

На военнослужащих заводятся психологические карты личности. С учетом индивидуально-психологических характеристик проводится распределение по специальностям и подразделениям. Лица с выраженными психологическими проблемами, склонные к суицидальным поступкам временно остаются в специально созданном формировании - резерве, для более глубокого обследования.

По каждому из них персонально решается вопрос на уровне командования флота. В 1996 году по рекомендациям психологов на Балтийском флоте 46 призывников были направлены на дополнительное психиатрическое обследование в госпиталь.

Большое внимание Направлением воспитательной работы ВМФ уделяется вопросам работы с кадрами психологов, повышению уровня их профессиональной подготовки. Осуществляется УЧЁТ и КОНТРОЛЬ за обучением флотских психологов на краткосрочных курсах при Военном университете, и, в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, организаторов психологической работы уровня флота, флотилии, базы и дивизии.

Всего в 1996 году на курсах повышения квалификации прошли подготовку 16 офицеров. В дополнение к учебной программе для слушателей этой группы в Направлении воспитательной работы ВМФ, под руководством капитана 1 ранга ШТУКАТУРОВА И.Ф., была организована СТАЖИРОВКА, которая дала им возможность на практике применять знания, получаемые в университете.

Офицеры работали в Направлении воспитательной работы ВМФ и воинских частях центрального подчинения Военно-морского флота, выполняли различные практические задания, разрабатывали учебно-методические пособия, готовили и проводили учебные сборы по обмену опытом. Лучшие работы, выполненные слушателями в этот период, рекомендованы к использованию в практической деятельности и высланы на флоты.

Деятельность психологов в процессе стажировки постоянно оценивалась. Офицеры, добившиеся лучших результатов, были поощрены заместителем главнокомандующего ВМФ по воспитательной работе.

В апреле с.г. Направление воспитательной работы ВМФ завершило формирование нормативной базы для проведения профессионального КОНКУРСА среди психологов ВМФ. Главнокомандующим ВМФ в силы (войска) направлен приказ “О проведении профессионального КОНКУРСА военных психологов”.

Организация и проведение этого мероприятия рассматривается как действенное средство совершенствования психологической работы, эффективная форма повышения уровня профессиональных знаний, навыков и умений войсковых психологов.

Конкурс будет способствовать более активному обмену передовым опытом, выработке единых взглядов и подходов к организации и проведению психологической работы в Военно-морском флоте, позволит значительно повысить интенсивность и эффективность использования рабочего времени отведенного психологам на учебу, усилит их мотивацию к профессиональной подготовке, так как условия конкурса предусматривают возможность служебного роста отличившихся офицеров.

За период существования в Вооруженных Силах Российской Федерации института военных психологов многие флотские психологи стали настоящими профессионалами своего дела и на практике показали какими большими возможностями обладает психологическая работа.

Их деятельность является важной составной частью воспитательного процесса. Формирование и поддержание высокого морального духа военнослужащих в современных условиях требует активного применения всего арсенала форм и методов психологической работы.

Показателем растущего авторитета и профессионализма психологов служит увеличивающееся количество обращений к ним со стороны офицеров и мичманов. Консультация у психолога постепенно становится привычной практикой.

Таким образом, в Военно-морском флоте складывается стройная система психологической работы, ведутся поиски наиболее эффективных форм ее проведения в целях решения стоящих перед Флотом задач.

------------
Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы
Министерства обороны Российской Федерации

http://obmendoc.ru/files/users/ivanstudent/43/view/90024-90071

p.s. Не знаю, почему в документе не упомянут Тихоокеанский флот, но даже то, о чём написано впечатляет. Практически всё можно реализовать в полном объёме и сегодня на штатной основе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий