Страницы

воскресенье, 12 апреля 2015 г.

НАЙТИ СВОЮ ЦЕЛЬ. Актуальное интервью с Виктором КОЗЛОВЫМ

Начался призыв… Смотря в глаза молодых ребят, призывающихся на службу, сквозь юношескую браваду нет-нет да и мелькнет тревожный взгляд: Что там впереди?
Чувство тревоги знакомо каждому человеку, кому в силу своей жизненной необходимости приходилось менять место работы или место жительства. 


Неопределенность завтрашнего дня, порождает в сознании каждого волнения и беспокойство. 

Не самые лучшие спутники, в обустройстве себя в новой обстановке. 

Что уж говорить о сознании молодых ребят, не имеющих опыта вливания в новый мир и не знания с чего начать, чтобы в нем адаптироваться.


Не зря, после призывной компании, когда молодые матросы приходят в воинские коллективы, им дается три месяца на адаптацию, во время которых необходимо найти себя под новым солнцем.

О том, как безболезненно, и с наименьшими потерями психического здоровья, привыкнуть пребывающей на флот молодежи к новой военной жизни, как работать офицерам с молодым пополнением, мы поговорили с главным документоведом отделения психологической и военно-социальной работы отдела по работе с личным составом ЧФ служащим Виктором КОЗЛОВЫМ.


- Перед офицерами по работе с личным составом и флотскими психологами всегда стояла, и будет стоять задача психологической подготовки матросов к выполнению своих обязанностей в реальных учебно-боевых условиях, - начинает разговор Виктор Иванович. 

- Для этого на флоте проводится целый комплекс мероприятий и не только касающихся психологической работы, но и, прежде всего, организационных и воспитательных аспектов.

Конечно, до того, как восемнадцатилетние парни приходят служить в армию, их воспитанием на «гражданке» занимались (в той или иной степени, или не занимались!) родители, школа, государственные учреждения, например, ДОССАФ. 

Но на выходе мы получаем, что из всех призванных только 15-20 процентов граждан призывного возраста действительно психологически готовы к службе в армии

Это в основном люди, которые после школы имел пусть небольшой, но практический опыт общения в рабочих коллективах, или же закончившие техникумы, институты. 

Если же на службу призываются ребята, только окончившие школу, то для них вопрос адаптации на службе, безусловно, актуален. 

Ну, представьте: человек жил 18 лет в одном месте, с родителями, учителями, … 

Взрослыми, которые все за него решали. 

А потом его вырвали из привычной обстановки, посадили в поезд и привезли за тысячу километров в другое место, в другой мир к незнакомым людям. 

Естественно, как у каждого нормального человека появится не только чувство тревоги, но и грусть, тоска по дому, родным, близким людям, друзьям, по той обстановке где он чувствовал себя комфортно. 

Необходимо успокоить – такое первый раз происходит у каждого! 

А чувство тревоги возникает от отсутствия опыта переживания этой ситуации…


- То есть волнение, психологический дискомфорт перед службой, это естественное состояние?

- Конечно. И не только перед службой, но и перед любой новой жизненной ситуацией!

Прежде всего, отсутствие у молодых людей опыта психологической саморегуляции, способностей человека перестраиваться и привыкать к новым жизненным условиям, создают почву для внутренних переживаний. 

Те ребята, которые имели опыт самостоятельной жизни, отвечали за свои поступки, преодолевают адаптационный дискомфорт проще. 

Им нужно значительно меньше сил, психической энергии для того чтобы преодолеть неудобства новых условий жизни и начать заниматься службой. 

Те же, кто первый раз оторвался от родительского дома, много энергии тратит на привыкание к новому месту, на «задвигание» тоски по дому на второй план

На это уходят силы, соответственно их меньше остается на освоение воинской специальности.


- Виктор Иванович, в период призывной кампании вы работаете в приемно-технической комиссии флота. За несколько дней работы с призывниками, можно выявить людей, в ком уже есть это чувство тревоги и дискомфорта?

- Нет, конечно. С первого взгляда далеко не всегда возможно определить таких людей.

Мало кто из призывников сегодня приходит служить без личной мотивации. 

В основном, она выражается в том, чтобы получить военный билет, или, допустим, более глубоко изучить специальность. 

Те же, кто затрудняется объяснить даже самому себе, зачем призвались на службу, стараются держаться в тени, не высовываться, быть «как все». 

Эти ребята как раз и составляют большинство «проблемных» военнослужащих. 

Правда, их психологическое состоянии выявляется в процессе тестирований, которые мы проводим. 

По результатам тестирования оценивается состояние нервно-психической устойчивости, тревожности, некоторые другие показатели, которые в комплексе дают возможность оценить адаптационные возможности молодого человека и составить прогноз на период службы. 

Кстати, тот, кто ставил себе цель получить военный билет, выполнил ее уже при убытии из военкомата! 

А ведь впереди еще 12 месяцев! 

А цель – достигнута! 

Что дальше? 

Эти ребята – тоже требуют особого внимания!


- А времени на всех хватает?

- Я скажу так: на работу с людьми времени жалеть нельзя

Ведь в наших руках судьба человека. 

А при неправильном, или, лучше сказать, некорректном (без учета индивидуальных особенностей) распределении в часть того или иного призывника, во многом будет зависеть жизнь и деятельность не только одного моряка, но и всего подразделения в которое он пришел, а иногда – и экипажа.

На ПТК флота работает несколько комиссий. 

Распределение молодежи по частям происходит только после оценки всех показателей.

Подкомиссия по социально-психологическому изучению военнослужащих после изучения призывников дает рекомендации командирам частей и соединений на военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. 

Задача командиров – грамотно использовать полученную информацию для максимально эффективного использования сильных сторон своих подчиненных.


- Пока командование части определяется в методах работы с призывником, с чего необходимо начать службу самому матросу? Ведь если молодой человек сам не захочет решить свои внутренние противоречия, ему никто помочь не сможет.

- Лучше всего начинать от печки, - постановки себе конкретной цели, и найти ответ на вопрос «Что я хочу от службы?» 

Если моряк сам себе ответит «Ничего не хочу», то эта позиция почти наверняка приведет его к проблемам в процессе службе.

Любая конкретная цель мобилизует. 

Отбрасываются личные эмоции и сомнения, препятствующие развитию личности.

Целеустремленный человек достигает своей цели только потому что он отбрасывает на какое-то время от себя все лишнее. 

И настраивается на достижение цели методом проб и ошибок.


Если задаться целью нормально отслужить – для начала необходимо пройти начальный курса боевой подготовки. 

То есть сдать все зачеты, включающие и допуск к самостоятельному несению дежурств.

График учебы уплотненный, расслабляться и отвлекаться на второстепенные вопросы будет некогда.

И та же тоска по дому, волнения и переживания, медленно уйдут на второй план. 

Напомню три правила, которые я не устаю повторять всем призывам для овладения секретами военной службы:

Во-первых, скажите себе: «Это МОЕ подразделение! МОЙ корабль!»

С первых дней изучай устройство корабля, историю части, уставы, специальность. 

Чем быстрее выучишь – тем быстрее освоишься и станешь СВОИМ!

Во-вторых, старайся быстрее сдать все зачеты, помня, что на кораблях пассажиров нет. 

Помни! 

Пока ты изучаешь теорию, вахту несут другие! 

Они тоже были в твоем положении и все понимают…

Но... если через положенное время новичок не приступил к исполнению своих функциональных обязанностей, то его авторитет может пострадать.

И последнее. 

Чувство юмора и позитив – одно из основных условий комфортной службы, особенно, на флоте. 

Доброе, открытое отношение к людям, всегда служили хорошим подспорьем в завоевании авторитета в коллективе. 

А если человек относится с юмором не только к окружающим, но и к себе, он сразу бьет наповал двух зайцев: исключает возможность смешков со стороны к себе, и более легко воспринимает тяготы службы. 

Если все три правила соблюдены – процесс адаптации пройдет легче. 

Проверено жизненным опытом.


- Сроки службы по призыву сокращены в два раза. Данный факт сказывается на адаптации людей в воинских коллективах? Все-таки год не два, его можно пережить и безболезненно.

- Процесс адаптации военнослужащих все-таки носит комплексный характер. 

А с переходом службы с двух лет на один год он приобрел, так сказать, «двустороннюю форму». 

Положительным фактором стало то, что так называемая «дедовщина» в старом смысле этого слова, себя изжила. 

Уже в принципе не существует такого понятия как «старослужащий» и «молодой». 

Разница между призывами составляет всего полгода. 

Так что сейчас речь идет, скорее, о таком понятии, как «казарменное хулиганство». 


И здесь возникает второй фактор – негативный. 

Приходит молодой матрос на службу, а учиться азам службы и специальности в среде «срочников» ему не у кого

Прошлогодний призыв практически весь уволился в запас, а те, кто пришли служить на полгода раньше, сами находятся в процессе обучения. 

И вот тут главное понять, что с первых дней службы, первыми наставниками для матроса являются младшие командиры. 

И главное, не бояться, не стесняться обращаться к сержантам, старшинам за советом и помощью. 

В этом нет ничего зазорного. 

Наоборот, стремление узнать, освоить специальность лучше, вызывает уважение старших. 

И матросу значительно легче пройти все ступени становления, если он не замыкается в своих проблемах, которые, безусловно, будут возникать на новом месте, в новом, незнакомом коллективе.

Со своей стороны, командиры всех звеньев должны понимать для себя, что помощь в адаптации матросам, это не только психологическое участие в его жизни, это и элемент боевой учебы, который при правильном использовании тоже способствует становлению молодежи. 

Так, например, в свое время великий флотоводец Федор Ушаков учил бомбардиров стрелять из пушек, ставя саму пушку на качели

То есть создавалась имитации качающегося корабля. 

И в момент стрельб моряк не только отрабатывал навыки стрельбы, но и учился сосредотачиваться на цели, то есть аккумулировал свои внутренние силы и сознание…


- Виктор Иванович, на флоте нет качелей…

- Качели – это образный пример. 

На кораблях регулярно проводятся тренировки по борьбе за живучесть. 

Что такое борьба за живучесть? 

Это, прежде всего, комплекс мероприятий, отрабатываемых заранее, по спасению корабля в аварийной ситуации. 

А что для решения этой задачи необходимо? 

В первую очередь, знание корабля, места, где служишь. 

Чем человек лучше знает не только свое заведование, но и корабль в целом, тем обретает больше уверенности в себе. 

А уверенность в себе влечет умение действовать в нестандартной обстановке практически автоматически

В свою очередь умение действовать является одним из основных элементов предотвращения паники. 

В комплексе это и есть психологическая подготовка, если она правильно «оформлена». 

Опытный командир понимает, что в комфортных условиях создать аварийную ситуацию недостаточно. 

Ведь в реальной обстановке всегда вмешиваются посторонние факторы. 

Если их не учитывать, у неподготовленного военнослужащего может наступить ступор. 

Поэтому опытные командиры вводят в занятия по живучести элементы неожиданности

И это является хорошей психологической подготовкой, заставляет людей думать, концентрировать внимание. 

Вот вам и качели. 

Упражнения разные, а результат на выходе один. 

Потому что один подход: тяжело в учении – легко в бою!


- Помимо сокращения сроков службы, для военнослужащих появилась еще одна положительная мотивация, - это повышение денежного довольствия. Данный факт как-то меняет отношение призывников к службе?

- Пока по данному вопросу рано делать какие-либо выводы. 

Но практика многих стран показывает, что прямой зависимости между повышением денежного довольствия и изменения качественного состояния как боеготовности, так и отношения всех категорий военнослужащих к службе не существует. 

Бытующее мнение, что мол, если будут платить больше денег, то и больше будет самоотдача, на мой взгляд, мягко говоря, не совсем верно.


Задам один, может быть, спорный, вопрос. 

Когда наш футбол вызывал уважение во всем мире? 

Тогда, когда футболисты получали мало денег, но удовольствие от игры и любовь болельщиков, или когда они стали зарабатывать много даже по европейским меркам и потеряли в авторитете, не подтверждая свою зарплату профессиональной отдачей?

Это, на мой взгляд, вещи одного порядка…

Чувство долга, честь и порядочность никакими деньгами не купишь! 

Это – от родителей, учителей… 

Эти ценности закладываются в человеке с детства и они очень устойчивы к социальным деформациям. 

Равно как и их отсутствие, которое временами неприглядно проявляется в благоприятной среде (при попустительстве, низкой организации службы и т.д.).

В каждом человеке должно быть внутреннее самосознание, отношение к службе, как к достойному делу. 

Потому деньги деньгами, а без информационной, воспитательной, героико-патриотической работы организация деятельности моряка невозможна. 

Потому, возвращаясь к началу нашего разговора, людям, занимающимся призванным контингентом необходимо помочь молодым людям определиться в своих целях

А молодым матросам начинать службу не с вопроса, кому, сколько за год заплатит Родина, а за что Родина платит своим защитникам. 

А платит она, за достойную службу. 

Потому, почему бы мотивирующим фактором к хорошему служению не взять себе за основу «Отслужить достойно, с честью и здоровым и окрепшим, физически и морально вернуться домой»

Думаю, если с такими мыслями и настроением прийти в новый коллектив, все проблемы адаптации и привыкания в очень близком будущем уйдут на второй план.

Елена Логвиненко


p.s. И хотя сегодня Виктор КОЗЛОВ работает главным специалистом в одном из структурных подразделений Черноморского флота, для нас он всегда будет тихоокеанцем, так как проходил службу на флагмане Тихоокеанского флота тяжёлом авианесущем крейсере "Минск", больших противолодочных кораблях (бпк) "Николаев" и "Ташкент".

Комментариев нет:

Отправить комментарий