Страницы

вторник, 17 февраля 2015 г.

Комбат – батяня... психолог – маманя?

Даже в условиях современной войны боевые задачи невозможно решать только за счёт высокой технической оснащённости и хорошей профессиональной выучки. Не меньшее, а порой и решающее значение играют внутренняя мотивация военнослужащих и их психологический настрой, умение не терять присутствия духа даже в самых экстремальных ситуациях.


Парадокс, но в последние годы решение этой задачи в российских Вооружённых Силах было возложено в большинстве своём на сугубо гражданских людей. Более того, когда после 2009 года военных психологов «распогонили», сразу же значительно изменился, что называется, гендерный состав этого, кстати, самого массового контингента специалистов по работе с личным составом.

– Да, у военной психологии сегодня женское лицо, – согласилась начальник Центра психологической работы ВВО майор Оксана БАРМИНА. 

– Однако на результативности нашей работы это не сказывается. Наглядное доказательство – высокая оценка, которую мы получили по итогам учения «Восток-2014». И не только от руководителей Министерства обороны, но и от коллег в ходе представительного профессионального форума «Школа военных психологов», прошедшего в ноябре прошлого года в Севастополе.

Действительно, женщины-психологи в ходе «Востока» вместе со всеми выезжали на полигон и занимались вопросами его морально-психологического обеспечения. На таких учениях и военные, и гражданские участники выкладываются по максимуму.

Являясь гражданским персоналом, женщины-психологи вынуждены довольствоваться и весьма скромным уровнем оплаты труда. Это ещё одна причина женского кадрового преобладания. Редкие в рядах психологов мужчины – это, как правило, вчерашние офицеры воспитательных структур, получающие военную пенсию. Есть, впрочем, и исключения. 

К примеру, Тарас ГЛУШАКОВ, психолог из бригады Железнодорожных войск, дислоцированной в Комсомольске-на-Амуре, признался, что в армии он работает, что называется, из-за профессионального интереса, внедряя и проверяя на практике свои идеи. 

А вот на хлеб с маслом и другие не менее важные жизненные блага он зарабатывает в свободное от основной деятельности время – в качестве психолога-консультанта и организатора психологических тренингов для бизнесменов. Но что делать тем специалистам, которые работают не в городах, а в дальневосточной глубинке?

Работая на перспективу, нужно возрождать систему подготовки психологов в погонах через военные и гражданские вузы

Всем, кажется, уже понятно, что отказ от психологов в погонах был ошибочным. Ведь «комбат-батяня», как поётся в популярной песне, встречается в жизни не каждому. Даже профессионалы в боевом деле, строгие и авторитетные командиры, не всегда способны найти тот самый «ключик» к душе подчинённого. У многих нет для этого не только навыков, но даже времени. Да и на беспогонных армейских психологов они порой смотрят как на нечто вспомогательное и далёкое от актуальных нужд армейской службы.

Именно с учётом вышесказанного отрадным известием стало введение с 2015 года новых штатов структур, занимающихся психологическим обеспечением в войсках. К примеру, в Восточном военном округе теперь появятся более 50 офицерских должностей военных психологов в войсковых объединениях и соединениях. Выходит, многие из накопившихся проблем получают разрешение?

Возможно. Но, как выяснилось из бесед и с заместителем командующего войсками округа по работе с личным составом генерал-майором Сергеем ДОЛОТИНЫМ, возникает немало проблем иного рода.

Во-первых, высок уровень требований к ним: необходимо профильное психологическое образование. Во-вторых, вдобавок к тому должности-то вводятся офицерские, и не каждый даже из имеющих специальное образование и соответствующий опыт работы может претендовать на них. 

Ведь военных кафедр в гражданских педагогических вузах в регионе практически не осталось. Возможны и возрастные ограничения, не являвшиеся существенными для гражданских специалистов-психологов

В-третьих, при назначении на должности офицеров, коль таковые найдутся, что делать с нынешними гражданскими специалистами, в основном женщинами, куда их переместить? А ведь именно благодаря их самоотверженности удалось сохранить и нарастить в прошедшие годы потенциал структур психологического обеспечения в войсках.

Будем надеяться, что вдумчивый подход возобладает и что у командиров воинских частей и соединений и впредь будут профессионально подготовленные и надёжные помощники – специалисты в сфере человеческой души.

Автор Александр ПАСМУРЦЕВ, «Красная звезда». 22.01.2015 20:02

Комментариев нет:

Отправить комментарий