Страницы

четверг, 18 декабря 2014 г.

Таманцы: люди при ракетах. Флотские рецепты для стратегов

Полвека несут ратную службу в Поволжье военнослужащие 60-й дважды орденоносной ракетной дивизии РВСН

Состояние людей при стратегических ракетах – предмет забот заместителя командира дивизии по работе с личным составом полковника Александра Иващенко, с которым корреспондент газеты "Красная звезда" побывал на учебных объектах и боевых стартовых позициях соединения. Он пять лет успешно командовал ракетным полком.

Полковник Иващенко из Ростовской области, вырос на берегу Азовского моря. Возможно, поэтому и подходы к воспитанию людей у него в чём-то флотские. Его рабочей книгой стало издание 1943 года «Начальник и подчинённые» наркомата Военно-морского флота, переиздавшего прекрасное пособие Русской императорской армии 1900 года «Начальник».

Когда на курсах в Военном университете офицера попытались учить работе с людьми, он подготовил для своих учителей лекцию из собственного командирского опыта морально-психологического обеспечения боевого дежурства полка на отдельных стартах. Когда ракетчики далеко от командира, в замкнутых помещениях под землёй и железобетоном, они и действуют самостоятельно.

И стало понятно, почему для офицеров РВСН сегодня так актуальны подходы в работе с людьми. Ракетный полк с командным пунктом и шахтными пусковыми установками, где люди работают в закрытых железобетонных секциях и на глубине до 30–40 метров под землёй, похож на большой подводный корабль 1 ранга, в котором моряки находятся в наглухо задраенных отсеках под морской толщей.

Поэтому в дивизии сделали акцент на работу психологов и лаборатории профессионального отбора. Чтобы на боевых постах по охране стартовых позиций слаженно действовали их операторы, а в караулы на отдельных стартах назначались психологически совместимые солдаты и сержанты, не страдающие боязнью закрытого пространства – клаустрофобией.

Для тех, кто по несколько суток проводит за запертой бронированной дверью, за метровыми железобетонными стенами и окнами из толстого бронестекла, это очень важно.

РАКЕТНЫЕ "КАРАУЛЫ" В ТАТИЩЕВСКИХ ЛАГЕРЯХ

Чёрное зимнее небо ещё в ярких звёздах. А дежурные смены всех десяти ракетных полков соединения уже построены. Проверка, инструктаж, зачитка приказа, вручение записок с паролями офицерам, которые до пятницы заступают на боевое дежурство старшими этих своеобразных ракетных караулов. Поднят флаг РВСН. Над военным городком торжественно звучит Государственный гимн. 

И вскоре из Светлого под марш «Прощание славянки» в разные стороны начинают разъезжаться машины с солдатами и офицерами. Мимо монумента с истребителем МиГ-19 и памятника с именами 16 лётчиков – Героев Советского Союза 229-й истребительной авиационной дивизии, традиции которой с 1961 года продолжает это ракетное соединение.

Путь ракетчиков на командные пункты ракетных полков и боевые стартовые позиции неблизкий – десятки и сотни километров от военного городка по пяти районам Саратовской области, где под объекты Таманской ракетной дивизии отданы тысячи гектаров земель Минобороны. 

На них до войны находились артиллерийский полигон и знаменитые Татищевские лагеря. Здесь с осени 1941 года готовили пополнение для фронта, формировалась польская армия генерала Владислава АНДЕРССА.

Координаты шахтных пусковых установок Таманской дивизии РВСН с точностью до метра, до угловых секунд сообщены в конце 1980-х годов нашим американским «партнёрам» по договорам о сокращении стратегического вооружения. И теперь их ежедневно осматривают развёрнутыми к Земле телескопами спутники детальной электронно-оптической разведки США серий КН («Ки хоул» – «Замочная скважина»), радиолокационные разведчики «Лакросс», фотографируют через мощные телеобъективы спутники «Сэмос», записывают радиотехнические разведчики «Ласп»…

А ракетчики-таманцы, даже зная, что закрытые стотонными крышками защитных устройств шахтные пусковые установки со стратегическими ракетами РС-12М «Тополь-М» и РС-18 в транспортно-пусковых контейнерах являются первоочередными целями для наших «партнёров» из США, несут службу спокойно и уверенно.

ПРО ПРАВИЛЬНЫХ НАВИГАТОРОВ

У генерал-майора Леонида МИХОЛАПА на рабочем столе флотский атрибут – старый навигационный прибор, который получали офицеры-штурманы при выпуске. По его словам, прибор сохранился потому, что командир военного корабля верный курс выдерживал. И командиру дивизии, и командирам полков нужно быть такими же правильными навигаторами.


Незадолго до юбилея РВСН генерал МИХОЛАП был назначен начальником 4-го Государственного центрального межвидового полигона (Капустин Яр). Оценивая людей Таманской дивизии, он сказал, что хотел бы многих забрать с собой, чтобы и в новом коллективе работать такой единой, надёжной командой.

– Прежде всего взял бы с собой Александра Анатольевича ИВАЩЕНКО. Мы с ним сослуживцы по Ясненской дивизии. У него был самый дальний и тяжёлый полк. С привозной водой туда без дорог по 12 часов добирались. И здесь, в Светлом, ему также достался самый «ближний» полк – за сотни километров. 

Он умеет работать с людьми. Мы с командармом уговорили его быть «замполитом» с перспективой стать начальником штаба. Согласился, хотя потерял в окладе тысяч двадцать. Кстати, та же картина была и у меня: сетка выше, а оклад ниже...

Забрал бы отсюда начальника полковника Михаила Валерьевича БАИТОВА, но он принял у меня дивизию. А из командиров ракетных полков подполковника Евгения МИХАЧЁВА, Алексея НИКИТЕНКО и Вячеслава КАРПЕНКО, «замполита» полка подполковника Юрия ЛОБАЧА. 

Взял бы с собой командира батальона боевого обеспечения подполковника Владимира ПОТАПОВА, заместителя начальника штаба дивизии по связи подполковника Дениса БАЙКОВА, многих ротных и взводных офицеров. Полдивизии людей с собой забрал бы, потому что за три года сроднился с ними, понимаем друг друга с полуслова...

Автор Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда». 16.12.2014 17:42
http://www.redstar.ru/index.php/

Комментариев нет:

Отправить комментарий