Страницы

пятница, 3 октября 2014 г.

«Комсомолка» в гостях у психологов ГУ МЧС по Приморскому краю.


17 сентября – День образования психологической службы МЧС. 

В Приморье этот праздник отметили всего 10 девушек. 

С одной из них встретилась «Комсомолка», чтобы узнать, как работает служба психологов МЧС во Владивостоке.

ТЕСТЫ - СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ У ПОЖАРНЫХ.


Первые специалисты в Приморском управлении МЧС появились в 2008 году (два специалиста).


- Первое время спасатели нас всерьез не воспринимали. 

Говорили: мол, лучше б еще одного пожарного взяли. 

Первый год сложно было. 

А теперь привыкли, уже и сами удивляются, как раньше работали без нас, – начала Наталья АНДРЕЕВА, старший психолог-инспектор Главного Управления МЧС России по Приморскому краю.

С тех пор специалистов в отделе стало больше, но гендерный состав не изменился – только девушки.

- Недолгое время у нас работал молодой человек, но он уволился. Решил, что эта работа - не для него, - рассказывает Наталья АНДРЕЕВА.

Оказывается, попасть сюда психологом сложнее, чем спасателем. 

Кроме высшего психологического образования, должно быть четкое понимание того, что такое МЧС, и желание работать в самой структуре.

- Все кандидаты проходят отборочные тесты на стрессоустойчивость и мотивацию, интервью вживую и по телефону с московскими специалистами, - объясняет психолог.

КОПАТЬ КАРТОШКУ - ТОЛЬКО ПО РАПОРТУ.

После жесткого отбора на работу в МЧС попадают только те, кто действительно к этому готов. 

И дело не только в тяжелой психологической обстановке рабочего процесса, но и в режиме работы.

С одной стороны, график у девушек нормированный: как и обычные офисные работники, психологи МЧС приходят на работу к девяти утра и возвращаются домой в шесть вечера – все, за исключением дежурных, которые остаются на ночную смену.

А с другой стороны - девушкам запрещено покидать территорию города.

Уехать копать картошку на дачу можно только по рапорту, и то не факт, что его подпишут.

- Психологи всегда должны быть в получасовой доступности к месту ЧС. 

Тем более что многие происшествия случаются в море. 

Чтобы своевременно оказать помощь пострадавшим, мы всегда должны быть наготове, - объясняет Наталья.

АГРЕССИЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО.

Именно ЧС в море стали для владивостокской службы самыми сложными. 

К примеру, в январе прошлого года в Японском море затонуло российское рыболовное судно «Шанс-101». 

Из 30 человек экипажа спасти удалось только 15.

- Остальные долгое время числились без вести пропавшими. 

Часть наших девчонок встречали спасенных на берегу, некоторые дежурили на горячей линии, успокаивая родственников. 

Это было непросто: людей долго искали, надежды рушились на глазах, - Наталье явно тяжело вспоминать о трагедии. 

– Самый сложный момент для нас был, когда один из спасенных моряков умер по пути в порт. 

Его родным успели сообщить, что он спасен. 

Только люди успокоились, как им пришлось пережить вторичный шок – спасли, но не выжил.

А теперь стоит на минутку представить себе, каково это - сообщать родным о смерти близкого. 

Как подбирать слова. 

Как реагировать на ответные эмоции человека, который буквально сходит с ума от горя.

- Агрессия – это абсолютно нормальная реакция на экстремальную ситуацию, - утверждает психолог. 

- Наша задача – помочь перевести эти эмоции в конструктивное русло. 

При этом психологи никогда не навязывают свои услуги потерпевшим. 

Если мы видим, что человек не готов идти на контакт, действуем через его окружение: советуем родственникам, как себя вести, чем можно помочь.

«НЕ НАВРЕДИ».

В тех случаях, когда у «доктора души» есть возможность приблизиться к человеку, попавшему в беду, он всегда помнит о нескольких негласных правилах. 

Первое и главное из них – «Не навреди».

- Действительно, и у профессионалов бывают моменты, когда очень сложно подобрать слова. 

В этих случаях нужно придерживаться правила: «Не знаешь, что говорить, - ничего не говори». 

Сочувствующее понимающее выслушивание – именно то, что чаще всего необходимо попавшим в беду. 

Человеку непременно нужно высказаться и поплакать, - советует психолог, – слезы облегчают эмоциональное состояние, если плач не переходит в истерику. 

Нужно просто молча побыть рядом, коснуться руки и сказать: «Я с тобой».

ПОМОГИ СЕБЕ САМ.

Помощь специалистов службы требуется практически ежедневно. 

Для того чтобы на место ЧС выехал специалист, не важен масштаб происшествия.

Спасатели могут справиться без девчонок, если перевернется судно, а экипаж будет спасен.

Но зачастую без помощи психолога не обойтись на месте банального ДТП.

Глядя каждый день на человеческие боль и страдание, психологам приходится соблюдать тонкую грань: помогать, не пропуская ситуацию через себя, чтобы самим не получить душевную травму.

- Нужно всегда помнить о том, что это работа. 

Надо быть понимающим, но при этом не вникать глубоко, иначе есть риск и человеку не помочь, и самому заполучить невроз, - объясняет психолог. 

– Поэтому мы работаем в команде, следим за реакциями своих коллег и постоянно подменяем друг друга.

Присматривать приходится не только друг за другом, но и за бравыми спасателями, которые не очень-то стремятся делиться своими страхами и переживаниями.

- Они могут пожаловаться на усталость. Об остальном нам приходится узнавать с помощью специальных методик, - улыбается психолог.

Кристина ОЛЕЙНИК.

Фото: Кристина ОЛЕЙНИК

http://dv.kp.ru/daily/26288/3166451/

Комментариев нет:

Отправить комментарий