Страницы

среда, 16 апреля 2014 г.

Галина Штефан - ведущий психолог бригады противолодочных кораблей Черноморского флота России

С ведущим психологом группы психологической работы соединения надводных кораблей Черноморского флота Галиной Штефан корреспонденту газеты "Флаг Родины" довелось познакомиться во время посещения большого противолодочного корабля “Керчь”. 

ПСИХОЛОГИЯ "СРОЧНОЙ" СЛУЖБЫ.


На корабль пришло молодое пополнение (призыв 2013 года, 2 половина), и Галина Владимировна работала с молодежью, активно взаимодействуя с заместителем командира корабля по работе с личным составом капитан-лейтенантом Андреем Васильевым.

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

По всему было видно, что Галина искренне увлечена своей работой, да еще настолько, что с удовольствием готова была рассказывать о ней. “Да вы приходите к нам в бригаду, там и поговорим”, – пригласила она, и буквально через несколько дней мы решили воспользоваться приглашением и заглянуть к специалистам той самой психологической группы, что относительно недавно, а точнее нынешним летом, была создана в соединении и работу которой возглавил Виктор Чрикян.

“Ввиду большого количества личного состава – офицеров, мичманов,контрактников, “срочников”, – пояснила Галина Владимировна, акцентируя внимание на современную потребность флота в профессиональном психологическом обеспечении. Работа с молодым пополнением является одной из важнейших ее составляющих, а приоритетная задача формулируется следующим образом: “Поддержание физического и психического здоровья военнослужащих”.

В зоне внимания психологов также находятся семьи военнослужащих. В этом случае работа ведется по так называемому запросу. Опять же подчеркну – на профессиональной основе, ибо сама Галина Владимировна – профессиональный психолог, имеющий диплом об окончании психолого-педагогического факультета Севастопольского городского гуманитарного университета и перспективу защиты кандидатской диссертации по теме военной психологии.

Не будучи человеком военным, она, тем не менее, с детства представляет себе уклад и специфику флотской жизни. Для рожденных в Балаклаве иного восприятия романтики военной службы и быть не может. 

К тому же курс университетской программы содержал раздел военной психологии, которую преподавал Вячеслав Георгиевич Моисеев (на фото). Он и привил студентам интерес к своему предмету. В ее случае, похоже, надолго.

Словом, когда представилась возможность пойти работать в соединение противолодочных кораблей, Галина не сомневалась ни минуты: “Что может быть интереснее практической психологии?!”. Она нисколько не ошиблась, буквально с первых дней и с головой погрузившись в работу. 

А то обстоятельство, что уровень заработной платы, определенный гражданскому специалисту, далек от желаемого, она профессионально отнесла к временным издержкам. И одновременно сделала его неким аргументом в работе с моряками. Она целенаправленно подчеркивает, что их служба в Российском флоте имеет не только гражданский смысл, но и достойно финансово обеспечена. А значит, должна быть предельно эффективной.

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ


Нынешний призыв для нее уже второй, и ей есть о чем рассказать, имея в виду грани познанного и пока еще непознанного. Взять хотя бы этническую психологию – где еще, как не на флоте встретишь столько представителей самых различных национальностей и этнических групп России?! 

“Разумеется, знакомство начинается с биографических анкет”, – рассказывает Галина, кивая на стройную стопку бумаг на своем рабочем столе. Казалось бы, стандартные данные, но уже они несут в себе полезную информацию. Главное – отнестись к этому творчески.

Вот, например, недавно внесли отдельным пунктом вопрос о планах на будущее, и область для аналитики всерьез расширилась. Сам вопрос, заданный молодому человеку, дает ему возможность задуматься и мысленно шагнуть вперед, а значит, изначально представить себе то, как должен пройти год его службы. 

Быть может, именно отвечая на этот вопрос, он поставит себе цель приобрести конкретную специальность, окрепнуть физически… Кстати, чаще всего призывники выражают в анкетах свое желание служить Отечеству и гордость по поводу того, что им это посчастливилось делать именно в Севастополе.

В последние годы весьма расширилось само понятие социального статуса “срочника”. Теперь значительный процент военнослужащих, проходящих службу по призыву, изначально имеет высшее или неоконченное высшее образование: экономисты, юристы, врачи, математики, инженеры и даже психологи

А возрастной диапазон! Наряду с восемнадцатилетними есть те, кому уже хорошо за
двадцать и кто уже сам является отцом и мужем. Последние, разумеется, уже имеют сложившиеся принципы и взгляды на жизнь. Впрочем, тем и другим на первом этапе необходимо помочь адаптироваться к условиям службы.

Речь идет о том личном адаптационном потенциале, которым человек наделен от рождения. Цель же психологов состоит в том, чтобы на основании диагностического исследования, а также личных бесед изучить индивидуально-психологические особенности каждого морякавыявив те слабые места, где могут возникнуть какие-либо сложности или проблемы.

Все это и выливается в индивидуальные рекомендации по каждому матросу, которые выдаются заместителям командиров кораблей по работе с личным составом, а также командирам боевых частей.

ОКАЗАТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ.

При этом определенная часть моряков, как правило, выделяется в так называемую группу динамического наблюдения. Подобные примеры есть и в этом призыве – ныне на флот прибыли ребята из далекой Якутии. Ребята в течение нескольких месяцев проходили службу в учебном отряде и только после этого были направлены в Севастополь. 

Даже глядя на географическую карту, понимаешь, сколь непросто им будет привыкнуть к новому климату, помноженному на непростые условия корабельной службы. К безусловно стрессогенным факторам относятся и замкнутость пространства, и факт постоянного скопления людей. 

Как правило, в течение трех недель происходит привыкание, однако человек с так называемым низким личностным потенциалом требует дополнительного внимания, а иногда просто профессиональной и обязательно неформальной беседы со специалистом-психологом

Конечно, на условиях конфиденциальности, но при этом с выработкой соответствующих
рекомендаций командирам с формулировкой: “Проявить повышенное внимание, усилить психолого-педагогический контроль”.

Подчас проблема “упирается” в элементарное, например, некомфортные по каким-то причинам для данного моряка условия сна в матросском кубрике. Или, скажем, такая на первый взгляд мелочь: неправильно подобранная по размеру форма.

Не было случая, чтобы к такого рода рекомендациям командиры не прислушались. Кстати, сама наблюдала, сколь внимательно относятся офицеры-воспитатели к рекомендациям, сделанным психологами, и сколь заинтересованы они в их работе.

ВОТ ТАКИЕ “ДЖУНГЛИ”

Безусловно, название данной проективной и одновременно социометрической методики условное и предназначена она для изучения определенных психологических явлений, происходящих в воинском коллективе: наличие неуставных отношений и конфликтов. Таковую ведь вполне возможно представить тоже условно как некие обитаемые джунгли с соответствующей внутренней системой отношений и иерархией.

Методика позволяет определить эмоциональное состояние и личностные особенности военнослужащих. Цель – исключить сознательное влияние на результат теста, сделав
его социально желаемым.

Галина Штефан поясняет сказанное: каждому военнослужащему предлагается представить невероятную ситуацию, когда корабль попадает в сказочный лес, где все его сослуживцы чудесным образом превратились в конкретных лесных обитателей. На условиях анонимности испытуемым предлагается распределить, кому из сослуживцев подошла бы роль жестокого волка, мудрой совы, трусливого зайца, медлительной черепахи или болтливого попугая. 

Полученные данные помогают выявить неформальных лидеров отрицательного толка, которые расположены к негативному влиянию на других военнослужащих. По такому же принципу определяются некие аутсайдеры, которые могут стать объектом неуставных взаимоотношений, эксперты в коллективе, мнение которых является важным для других.

ПРОСТО РИСУЕМ ДОЖДЬ.

Еще одной эффективной из проективных методик является та, что носит название “Человек под дождем”. На этот раз речь идет об определении ситуативного эмоционального состояния, устойчивости к стрессовым факторам, определении потенциала стрессоустойчивости. 

Использование методики (в комплексе с другими) дает возможность осуществлять отбор военнослужащих, в том числе для несения службы с оружием

В этом случае проводится дополнительное тестирование, включающее полную и углубленную диагностику с определением уровней агрессивности, проявления тревожности, дезадаптации.

Все очень просто: необходимо нарисовать человека под дождем, что по сути дела есть моделирование стрессовой ситуации. При этом уже сам отказ сделать такой рисунок является свидетельством индивидуальной психологической защиты, выработанной в течение жизни, и показателем индивидуальной тревожности

Между тем получаемый диагностический материал и есть прямая проекция личности, расшифровать, интерпретировать которую может исключительно психолог. А на выходе – заключение о готовности справляться со стрессовыми ситуациями, личностный адаптационный потенциал. 

Работа продолжается. Впереди у флотских психологов много дел, да и звонки, которые постоянно прерывали нашу беседу, свидетельствовали о том, что их ждут, в них нуждаются, на них надеются. Вот почему мы условились, что эта наша встреча будет первой, но не последней. 

Беседовала 
Евгения ЩЕРБАКОВА
Фото Александра Григорьева
http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/flagr_2013-12-12.pdf

В свободное от основной работы время Галина Владимировна увлекается художественным творчеством - рисует маслом на холсте Крымские пейзажи. 
На фото картины Галины Штефан - "Фрезии","Яхты", "Море", 2012 г.

Галина Штефан в "Контакте"

Комментариев нет:

Отправить комментарий