Страницы

суббота, 12 апреля 2014 г.

Волшебное занятие педагога-психолога Надежды Маняткиной в сенсорной комнате Московского СВУ


На вооружении специалистов психологической работы  округов и флотов, учебных заведений МО РФ появится мощный психологический инструментарий. 

В ходе формирования психологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации планируется оснастить все центры и группы психологической работы на местах комнатами с мультисенсорной средой (сенсорными комнатами)

Сенсорная комната поможет снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у военнослужащих, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. 

Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. 

Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье военнослужащих и членов их семей.


В Московском суворовском военном училище (СВУ) в рамках реализации плана развития службы психолого-педагогического сопровождения создан, 20 декабря торжественно открыт и активно используется кабинет сенсорного развития и релаксации (сенсорная комната)

Подобный кабинет в системе учреждений военного образования Минобороны России создан впервые, опыт его использования показал высокую эффективность в решении задач обучения и воспитания суворовцев. 

Пропускная способность кабинета — до 150 человек в день.


Предназначение кабинета сенсорного развития и релаксации
заложено в самом названии.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека – как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее.

Таким образом, комната с мультисенсорной средой не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Финалист конкурса "Лучший педагог-психолог" 2014 года среди довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации педагог-психолог Московского суворовского военного училища МАНЯТКИНА Надежда Вячеславовна (на фото справа) 26 марта с.г. представила на суд российского педагогического сообщества план и конспект открытого занятия для детей в сенсорной комнате.


Так как план и конспект занятия находится в открытом доступе в сети интернет, полагаю, что Надежда Вячеславовна не будет возражать, если её интеллектуальный труд  станет достоянием армейских и флотских психологов и послужит на благо, за что ей большое спасибо.

ВОЛШЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
(открытое занятие для детей сотрудников Московского СВУ) 

Дата:

Место проведения: служба психолого-педагогического сопровождения СВУ.

Время начала занятия: 15.15

Время окончания занятия 15:45

Ответственный: Педагог-психолог Н.Маняткина

Общие положения

В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). 

Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части: 

вводная (ритуал приветствия, разминка); 
основная (релаксация, игра); 
завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Организация работы.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

• профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

• создание положительного эмоционального состояния;

• формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

• облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

• формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

• развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);

• развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

• цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

• звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

• ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Примеры используемого оборудования:

1. Воздушно - пузырьковая трубка

2. Комплект зеркальных панелей к трубке

3. Стол для рисования песком

4. Пучок фибероптических волокон с боковым свечением

5. Источник света

6. Модуль «Молния»

7. Настенное интерактивное панно «Бесконечность»

8. Звездное небо

9. Зеркальный шар с мотором

10. Сухой бассейн

11. Мат.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Ритуал начала занятия. 

Знакомство с сенсорной средой.

Основная часть

Сегодня эта комната превратится в необычное место – это сказочный лес, где есть много удивительных вещей. 

Мы с вами отправимся в путешествии. 

Послушайте, какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут!

(Звучит аудиозапись «Голоса леса».)

Пригревает солнышко, стало жарко. 

Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. 

( Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) 

Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. 

Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. 

Что чувствуют ваши ножки? 

Посмотрите ребята, солнышко зашло за тучки и начался дождик. 

Лес у нас сказочный, поэтому вы пожжете потрогать дождь. 

Дождь стал затихать и мы отправились дальше.


Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! 

Называется она аквалампа – значит, водяная лапма

Да это же водопад, сказочный водопад с воздушными шариками.

- Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.).

Обратите внимание, как изменяется цвет воды. 

Какой цвет воды вам нравиться больше? 

Приложите ладошки правой руки к стеклу. 

Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.).

Теперь и переходите на эту полянку. 

(Звучит спокойная фоновая музыка.). 

Мы видеть в кругу и бросать друг другу мячик, кто этот мячик поймает, тот делает одно специальное упражнение дыхательное, чтобы нам хватило сил идти дальше в нашем путешествии.

Мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. 

Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. 

Руки расставьте в стороны. 

Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. (ведущий изображает холод, жару и дт., дети повторяют).


Куда же мы попали, это пустыня? 

Сколько песка, невозможно пройти. 

Нужно нарисовать красивые рисунки на песке, чтобы мы могли пойти дальше. 

Кто что хочет нарисовать? 

Что вы чувствуете?


Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! 

Наступает ночь, пора отдохнуть. 

Отдыхать мы будем на этой большой поляне. 

Располагайтесь на ней (сухой бассейн). 

А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). 

(Звучит релаксационная музыка.). 


Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. 

(Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.). 

Наступает чудесная летняя ночь. 

На темном небе зажигаются яркие звездочки. 

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. 

Вам снится сон, теплое море, рыбки. 

Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… 

Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. 

Воздух чист и прозрачен. 

Дышится легко и свободно. 

Гаснут звезды, наступает утро. 

Настроение становится бодрым и жизнерадостным. 

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! 

Мы полны сил и энергии. 

Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Ритуал окончания занятия.

Ребята, давайте улыбнемся и попрощаемся «До свидания!» 

Вспоминайте наше занятие и улыбайтесь и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Всем детям – сказочные сувениры от службы психолого-педагогического сопровождения.

p.s. Я думаю не составит труда скорректировать текст занятия под курсантов кадетских корпусов и суворовских военных училищ, а так же военнослужащих (когда сенсорные комнаты поступят в войска). 

Алексей ПЕЛЕВИН.

На фото (слева на право) педагоги-психологи: Юлия АНЦИБОР, Александра ЯСНОВА, Надежда МАНЯТКИНА (фото Тверское СВУ). кабинет сенсорного развития и релаксации Московского суворовского военного училища (1,2 фото). 

Сенсорная комната в системе военного образования Минобороны России

Комментариев нет:

Отправить комментарий