Страницы

среда, 26 февраля 2014 г.

Людмила ПЕТКО и рисуночный тест Эрика Вартегга в психодиагностике военнослужащих.

Проективные методики "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", "Человек под дождём" применяют в своей работе многие армейские и флотские психологи. Начальник группы психологической работы Южного военного округа Людмила ПЕТКО пошла дальше и использует в психодиагностике военнослужащих проективный метод Э.Вартегга, о чём и поделилась с коллегами на окружном сборе специалистов-психологов.

Людмила - финалист Всеармейского конкурса специалистов психологической работ Вооружённых Сил Российской Федерации 2013 года на базе Северного флота (Североморск, Гаджиево), где очень достойно выступила.

Тихоокеанский флот тогда на Всеармейском конкурсе военных психологов представляла психолог центра связи флота Ольга ЛЮКШИНА, которая в финальном состязании на полигоне по борьбе за живучесть подводной лодки по-хорошему удивила даже видавшего виды председателя жюри ДЪЯЧУКА Игоря Алексеевича! 

Рисуночный тест Эрика Вартегга (wartegg test). Ehrig Wartegg (1897-1983).


Тест Вартегга относится к категории экспрессивно — проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка. 

Обследуемому предлагают восемь квадратов, содержащих знаки - раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе.


Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Западной Европы. С появлением русскоязычной монографии, wartegg test стали использовать в своей работе графологи,психотерапевты и психологи в России


Данный тест, наряду с анализом почерка, используется в Израиле при приеме на работу, как психодиагностический инструмент. Тест широко и с успехом используется для отбора и селекции как новобранцев, так и кадровых военнослужащих ВС Италии по разработанной Итальянским институтом Вартегга (Insti-tuto Italiano Wartegg) процедуре.


Стимульный материал методики состоит из восьми стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков.


Фиксируется последовательность выполнения рисунков. После завершения задания испытуемому предлагают ответить на вопросы о том, какой из рисунков наиболее удался, а какой - наименее, каково содержание рисунков и что они выражают.

При интерпретации теста исходят из свойств, приписываемых графическим знакам:
1. Точка (мягкость, органичность, незаметность, неопределенность).
2. Волнистая линия (эмоциональность, волнение, возбуждение).
3. Увеличивающиеся в размере штрихи (принцип усиления, возрастания, членение).
4. Квадрат (угловатость, темнота, тяжесть).
5. Продольный и поперечный штрихи (динамичность, скачок).
6. Горизонтальный и вертикальный штрихи (соединение, связывание и разъединение, разобщение форм).
7. Полукруг, состоящий из точек (эмоциональная чуткость, отзывчивость, детальное членение).
8. Круговой сегмент (округлость, замкнутость).


Большое значение придается выраженному в рисунках "отношению" к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках - симптом сосредоточенности на собственном "Я". 
Диффузное внимание к знаку - симптом изобретательности, выдумки. 
Фиксированное внимание к знаку - симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. 
Наконец, стремление качественно оформить исходный знак - симптом творческого начала. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.

Допускается групповое обследование.


Инструкция к тесту: «Перед Вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что Вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности Вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках».


Дайте волю своей фантазии, вспомните беззаботные минуты своей жизни. Каждый из предложенных символов вызывает какие-то ассоциации, чувства, образы. Попытайтесь их изобразить. Закройте глаза и пуститься в путь по реке собственных чувств и образов, ощущений и символов. Использование цвета должно усилить образы.


Обычное время работы над тестом 20 минут, но можно и больше, если вам трудно остановиться. Если возникает желание сделать все еще раз - рисуйте до полного самораскрытия. Рисование - это способ разрядки и зарядки энергией, и главное -самореализации личности, ее творческих начал.

ЗНАЧЕНИЯ КВАДРАТОВ 
(монография В. К. Калиненко «Рисуночный тест Вартегга». – М.:Смысл,2004 г .)

1-й квадрат - «Я» человека и его место в мире» (в том числе открытость - закрытость, женственность - мужественность).

2-й квадрат - «Я» и его движение или отсутствие оного в жизненном пространстве, освоение пространства и самоограничение «Я».

3-й квадрат - «Ясность мотивов поведения и стремлений "Я" (дальше и вперед или «лучше не высовываться»).

4-й квадрат - «Проблема «Я» - активное или пассивное отношение к преградам на жизненном пути».

5-й квадрат - «Возможность продолжения жизненного пути при наличии препятствий» (пассивность - агрессивность, женственность - мужественность).

6-й квадрат - «Символ прошлого и настоящего, отношений с близкими (симметричность - удовлетворенность, асимметричность - разлад).

7-й квадрат - «Деликатность – чувственность» (сохранение идеи точек - навязывание других графических идей).

8-й квадрат - "Убежище - «Я» (в природе, среди других людей, в материальном комфорте).

Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.

1 квадрат.
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго- концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.

2 квадрат.
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. 

Окружающий мир - агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию. В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.

3 квадрат.
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.

4 квадрат.
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.

5 квадрат.
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. 

Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.

6 квадрат.
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.

7 квадрат.
Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям. Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.

8 квадрат.
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты.
Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.
Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.


Фактор нажима. Сильное давление - амбициозность, решительность, слабое - неуверенность, депрессивность.
Преобладающие линии. Горизонтальные - слабость, женственность, вертикальные - уверенность, мужественность.
Размер рисунков. Сверхбольшие - экспансивность, маниакальность, маленькие - астеничность, депрессивность, скромность.
Расположение в пространстве. Вверху - нереальный оптимизм, внизу - неуверенность, сбоку - желание иметь поддержку, в центре - нормальное состояние души.

Тест выполняла телеведущая Оксана Федорова, «Мисс Вселенная». Интерпретация. 


1-й квадрат (квадрат Эго). «Цветок любви».

Изображение — типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.

2-й квадрат (квадрат социальности). «Кувшин — грация».

Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.

3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). «На вершине мира».

движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.

4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог и страхов). «Точка притяжения».

Черный квадрат — точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.

5-й квадрат (реализация амбиций и планов). «Шпага».

Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.

6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). «Дом».

Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор. Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.

7-й квадрат (синзетивности). «Дуэт»

Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности.

8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). «Побег от дождя».

В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.

Резюме: Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.

Источник: Графология-MSK  Автор: ДРЫГВАЛЬ Лариса
http://grafologia-msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=144&Itemid=1


Тест Вартегга выполняла женщина, 31 год. Интерпретация.

Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.

1-й квадрат (квадрат Эго). «Цветочек».

Цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.

2-й квадрат (квадрат социальности). «Морской пейзаж».

Чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником. В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.

3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). «Окно».

Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.

Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.

4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). «Фото на стене».

Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.

5-й квадрат (реализация амбиций и планов). «Стрела».

Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страх продвижения вперед, ступор в активности.

6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). «Карандаш».

Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты — мне, я — тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.

7-й квадрат (квадрат сензетивности). «Кошка».

Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.

8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). «Машинка».

В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).

Резюме: перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.

Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, психотип по Юнгу — интровертный этик с сенсорикой.

Источник: Графология-MSK  Автор: ДРЫГВАЛЬ Лариса
https://psychojournal.ru/tests/14-graficheskiy-test-vartegga.html


Тест Вартегга выполняла женщина, 26 лет. Интерпретация.

Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.

1-й квадрат (квадрат Эго). Мишень. Мотив мишени в первом квадрате — типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг — зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока — и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.

2-й квадрат (квадрат социальности): мало заполнен. 
Глаз — страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».

3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).

4-й квадрат (квадрат неосознанных тревог и страхов): продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.

5-й квадрат (реализация амбиций и планов): коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. обман, расстройство) — психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

6-й квадрат (квадрат личных отношений). 
Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), — это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.

7-й квадрат (синзетивности): мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.

8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности): окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.

Резюме: трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.

Источник: Графология-MSK  Автор: ДРЫГВАЛЬ Лариса
http://grafologia-msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=1


6 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С первой частью вашего комментария согласна абсолютно, от других тоже слышала такие слова. Это по поводу 1-го. По поводу дресс-кода считаю, что он нужен, но, конечно, не одинаковая одежда для всего гражданского персонала, просто должны соблюдаться определенные правила, чтобы не вызывать у солдат-срочников, лишенных общения с женским полом ненужных сексуальных желаний. Я как-раз проживаю на территории воинской части в Восточном военном округе. Часто приходится видеть, как жена соседа ходит на службу в юбочке едва прикрывающей трусы. Надо просто оговорить в правилах длину юбки и к примеру исключить сильно обтягивающие брюки.

      Удалить
  2. Ну все, теперь никаких юбочек носить женщины не будут, Костюм офисный для военнослужащих оливковый универсальный для женщин и мужчин. разница только в головном уборе и туфлях.

    ОтветитьУдалить
  3. Все оговорено уже и спустилось приказание. никаких юбок и блузок, носят все "Костюм офисный для военнослужащих оливковый", разница только для мужчин кепи, для женщин берет.

    ОтветитьУдалить
  4. Честно говоря, эта психолог в интерпритации много на себя берет. Про Оксану Федорову елей льет, а других женщин непонятно в каком виде выставила. Я сама училась на психфаке СПбГУ, так вот будьте не очень доверчивы ко всяким интерпритаторам. У нас преподы когда интерпритировали, то были аккуратны в словах, а эта интерпритаторша к цветку Федоровой хороший комент сделала, а к почти такому же цветку 31-летней женщины негатив оставила,хотя цветочек 31-ей уверенно замечательно растет живой на холме. Потом, кто две женщины выполняющие тест? Если это люди из зала, то, например последняя 26-летняя женщина вполне могла не хотеть выполнять задание, откуда такая категоричность интерпритаторши ? Она изучала этого человека или схватила тест незнакомого человека, надо же объяснить нам. А хорошо прорисованное задание 31-летней женщины интерпритаторшу тоже не устраивает, она не видит плюсов, рисунки в общем у 31-летней со своим благополучием и со своими трудностями, как у многих,но елей достался только известному человеку . Агрессивная слишком интерпритаторша, надо грамотно объяснять, создавать доверительную атмосферу, там и так казенного много, только агрессорши не хватало. В общем она не тактична, агрессивна, занята своей фантазией, а не действительным пониманием психологии другого человека. И например в книге Калиненко В.К. положительно оценивается включение 4-го стимула (черный квадрат) в состав окна. Что и сделала женщина 26 лет, а интерпритаторша гадостей наговорила про окно.Так же и дом на рисунке этой женщины нормального размера. Интерпритаторша сама не очень-то жалует книгу специалиста, которая в списке рекомендуемой литературы. Очень много "психологов", которые уверенно говорят ерунду, лезут в эфиры и на видное место, но ничего из себя не представляют.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличное описание, спасибо

    ОтветитьУдалить