Страницы

суббота, 31 марта 2012 г.

Александр Караяни о неуставных взаимоотношениях в ВС РФ.


Не совсем правда, что в армии, в Вооруженных Силах неуставные взаимоотношения процветают.

То, что они имеют место - это безусловно. 

Не совсем правда и то, что в других ведомствах нет неуставных взаимоотношений. 

И совсем неправда, что в других армиях, армиях других государств, они отсутствуют.

Причинами неуставных взаимоотношений являются те же самые причины, которые, кстати, хорошо известны в социальной психологии, которые порождают агрессию человека. 

Какие это причины?

Возникают тогда, когда людей одного пола, одного возраста, еще до конца не сформировавшихся, 18-19 лет, собирают в одном месте, которое отличается относительной социальной изоляцией, отрывают от привычных социальных связей и условий.

А далее там возникают такие специфические психологические явления, как, скажем, витринность проживания, когда человек с утра до вечера находится под пристальным вниманием своих товарищей, когда и ест, и даже естественные надобности справляет под таким неисключенным вниманием. 

И, безусловно, еще есть отсутствие опыта, скажем, у командиров по работе с этими неуставными взаимоотношениями.

Я когда-то показал нашим большим начальникам, что, скажем, когда мы опрашиваем командиров действующих, какое место в их работе занимает воспитательная работа по объему, они говорят где-то процентов 60-70. А некоторые говорят 80. 

И тогда, когда мы берем учебный план подготовки командиров в военных вузах, то там проблемам воспитания уделен один процент времени, отводящегося на их подготовку к решению этой важной задачи.

Это, конечно, тоже проблема, которую сейчас при переходе на новые госстандарты стараемся решить.

В свое время известный американский психолог Филипп Зимбардо изучал такую проблему. Он, если вы помните, провел знаменитый Стенфордский тюремный эксперимент

Он взял людей совершенно нейтральных, не отягощенных каким-то криминальным прошлым, случайным образом разделил на две группы, и одну группу назначил в качестве тюремщиков, а вторую в качестве арестантов.

Эксперимент был рассчитан на две недели. 

Через неделю завершили эксперимент, потому что люди слишком вжились в роли. Откуда они взяли представление об этих ролях? 

Из опыта, из средств массовой информации, из общественного сознания.

У нас, увы, сейчас тоже приходят в Вооруженные Силы люди, которые готовы к неуставным взаимоотношениям. 

Их готовят уже начиная с детского сада, я уже не говорю о школе. 

А если в эту среду, микросреду попадет человек с опытом таких отношений, скажем, из школы или из колонии, то вероятность возникновения неуставных отношений весьма высока.

Поэтому проблема действительно сложная. 

Я вам скажу из опыта американской армии, она не полностью решится и при переходе на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил. 

Но наши психологи, я еще раз повторяю, работают с этим явлением.

Александр Караяни, президент общественной организации "Общество психологов силовых структур", начальник кафедры психологии Военного Университета МО РФ

Пресс-конференция в «РИА Новости» 16.12.2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий