Передача детских садов министерства обороны РФ муниципалитетам, уперлась в отсутствие правоустанавливающих документов. Так, если кадастровые паспорта на здания, помещения оформлены, то межевание и оформление кадастровых паспортов на земельные участки еще, как правило, нигде не сделано.
Эта и другие проблемы по передаче собственности Минобороны муниципалитетам были озвучены 28 сентября 2011 года входе совещания в Звенигороде, которое провел Президент РФ Дмитрий Медведев. Наконец-то появилась некоторая ясность, как выйти из патовой ситуации и "взять" собственность без оформления земельного участка. Стенографический отчет в кратком изложении.
Б.ГРОМОВ: ...Должен сказать, что «Единая Россия» участвует в очень многих программах и, к нашему счастью, в таких программах, которые для нас сложны. Это в том числе жилищно-коммунальный комплекс, другие вопросы, в том числе и строительство детских садов, а очереди везде большие. Мы, конечно, когда-то упустили этот вопрос – когда бум пошёл рождаемости, мы оказались к нему просто не готовыми. Но что касается Московской области, в прошлом году мы ввели 15 тысяч мест для детей, в этом году мы вводим ещё 15 тысяч.
Д.МЕДВЕДЕВ: А какая очередь Борис Всеволодович, у вас?
Б.ГРОМОВ: В Московской области – 88 тысяч. За два года мы ввели 30 тысяч новых мест, и я думаю, что за два, максимум три года мы эту проблему снимем полностью на территории Московской области.
Д.МЕДВЕДЕВ: ...Детские сады. Я с людьми только что разговаривал, – конечно, это проблема для очень многих номер один. То, что Московская область так быстро идёт по решению это проблемы, это, конечно, внушает оптимизм. Не у всех такие возможности, как у Московской области, потому что, я думаю, такими темпами вы действительно за 2, за 2,5 года эту проблему закроете. Но есть более сложные территории, конечно, гораздо более сложные.
О военных городках МО РФ
ГРОМОВ: Ещё один вопрос, который я хотел бы поднять в своём выступлении. Московская область к зиме готова, я об этом докладываю, но нас волнует, и меня лично волнует вопрос, связанный с жилыми городками, принадлежащими Министерству обороны. Проблема как была, так и остаётся, проблема серьёзная. У нас 102 жилых городка на территории области. На сегодняшний день у них примерно 1,5 тысячи многоквартирных жилых домов, передали где-то 20 процентов. Причём передают без земли, то есть там ничего не сделаешь. Остальные дома пока не передаются по разным причинам, в том числе, наверное, и потому, что у них новые компании …
Д.МЕДВЕДЕВ: А что значит – передают без земли? Земля-то кому принадлежит?
Б.ГРОМОВ: А земля как была Минобороны, так она и остаётся у них.
Д.МЕДВЕДЕВ: Что это будет значить? Тогда нужно, может быть, по этой земле решения какие-то принимать? Всё равно останется это у вас, это же невозможно себе представить, что пять лет похозяйничаете, а потом обратно Министерству обороны передадите.
Б.ГРОМОВ: Конечно, мы об этом всегда и просили, чтобы передавали с землёй, иначе мы не можем вкладывать деньги туда: ни в дороги, ни в дома, ни во что абсолютно. Люди не могут приватизировать квартиру, там всё одно за одно цепляется, то есть проблему надо как-то решать, и чем быстрее, тем лучше.
Д.МЕДВЕДЕВ: Квартиру-то могут приватизировать: я думаю, всё-таки, это с землёй не связано. Но то, что вы инвестиции не можете подтаскивать туда…
Б.ГРОМОВ: А мы ничего не можем туда вводить.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно.
Б.ГРОМОВ: В общем, проблема такая есть.
О передаче собственности Минобороны без земли
Д.МЕДВЕДЕВ: Тема жилых городов и городков Министерства обороны. Эта тема большая и очень непростая. У Министерства обороны есть, наверное, и свои резоны, но в качестве, может быть, неких результатов сегодняшнего нашего разговора я бы что предложил. Конечно, когда речь идёт о передаче социальных объектов, они должны передавать их с землёй, с разумным количеством земли. Это, конечно, не должно быть так, что передаётся детский сад, например, а к нему примыкает ещё 50 гектаров. Но такого и нет на самом деле. Но передавать без земли невозможно, потому что потом невозможно получить кредиты, невозможно решить жилищные задачи. Я хочу, чтобы было подготовлено поручение Министерству обороны на эту тему, чтобы они всё-таки политику здесь изменили.
А.БАРАНОВ: Дмитрий Анатольевич, а можно сделать предложение по землям Министерства обороны?
Д.МЕДВЕДЕВ: Сделайте, конечно. Мы же не просто так собрались.
А.БАРАНОВ: На сегодня проблема передачи земель Министерства обороны, – в особом порядке. Муниципальные районы и городские округа в силу Земельного кодекса наделены полномочиями распоряжения землёй, на которой не разграничена собственность, за исключением Министерства обороны. И Министерство обороны сейчас, чтобы передать земли, вынуждено тратить очень большие деньги на оформление всех земельных кадастров, потом дробить их, потом муниципалитеты должны тратить средства на то, чтобы оформлять эти объекты. Предложение в чём?..
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, мне Сердюков об этом говорил. Кстати, та же самая ситуация с оформлением квартир в собственность. Они сначала их оформляют на себя, а потом вынуждены передавать, например, военнослужащим, дважды оформляя. Это занимает огромное количество времени, сил и средств, конечно, тоже.
А.БАРАНОВ: Предложение конкретное: чтобы муниципальные районы в силу закона имели право распоряжения землями, на которые Министерство обороны не разграничило полномочия по военным городкам. Тогда Министерство обороны будет делать кадастровые планы только на объекты, которые непосредственно остаются у них под их объектами. Никто этого права не изымет. Контроль за этими землями усилится. Процедура упростится, а контроль усилится, потому что и военная прокуратура будет это контролировать, и наши городские прокуроры тоже будут это контролировать. И у нас сразу, Дмитрий Анатольевич, появится право на территории этих военных городков начинать развёртывать социальную программу. Мы сегодня не можем ни построить детские сады…
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, мы только что об этом говорили.
А.БАРАНОВ: Упростить вот эту процедуру.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы считаете, Министерство обороны это легко может проглотить? Каково мнение Правительства?
Д.КОЗАК: По Министерству обороны будет длительная дискуссия на эту тему. Решение Правительством уже частично принято.
А.БАРАНОВ: Это как предложение.
Д.КОЗАК: Да, я понимаю.
Там две проблемы, связанные с передачей земель и жилого фонда, объектов коммунальной инфраструктуры от Министерства обороны.
Первое. Состояние, в котором они передаются. Как правило, они передаются в плачевном состоянии, и муниципалитеты отказываются их принимать, потому что понимают, что на них сначала упадёт огромное бремя расходов по их приведению в порядок, а потом – по содержанию.
Второе. Даже не столько площади земельных участков, хотя такие факты есть, когда Министерство обороны с субъектами Федерации, с муниципалитетами вступают в длительные споры по поводу того, какая площадь прилегающих земельных участков должна быть передана. Большая проблема с постановкой их на кадастровый учёт. Министерству обороны для того, чтобы поставить все земли, которые подлежат передаче, на кадастровый учёт, требуется, по-моему, если мне не изменяет память, около 17 миллиардов рублей.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Так Вы поддерживаете эту идею, которую коллеги предлагают?
Об упрощенном порядке передачи земель Минобороны в муниципальную собственность.
Д.КОЗАК: Мы сейчас приняли Постановление Правительства, внесли оперативно, должны быть приняты Госдумой поправки к закону об упрощённом порядке передачи этих земель муниципальным образованиям.
Д.МЕДВЕДЕВ: Что он предполагает, этот упрощённый порядок?
Д.КОЗАК: Он предполагает, что эти земельные участки могут быть [переданы] без постановки на кадастровый учёт, только с указанием площади.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это собственно то, о чём коллеги и говорят.
Д.КОЗАК: Да. Просто надо понимать, что бремя межевания и постановки на кадастровый учёт ляжет на муниципалитеты. Я думаю, что это лучше, чем…
Д.МЕДВЕДЕВ: Это в любом случае лучше, потому что они, наши товарищи из муниципалитетов, чего говорят, что мы и так-то имеем свои относительно небольшие возможности, но когда речь идёт о передаче таких объектов, то вообще всего лишены, потому что и объекты ни взять, как Вы говорите, они в плохом состоянии, а если возьмёшь, то, значит, замаешься их оформлять после этого. Потому что если кто-то берёт, то он должен просчитать, какие он сможет деньги подтащить, какие инвестиции, и тогда для него это уже будет просчитанный риск, забирает он их или не забирает, какие инвестиции вкладывает, если он сможет распоряжаться впоследствии землёй и деньги под это привлекать. Когда этот документ будет работать?
РЕПЛИКА: Он работает.
Д.КОЗАК: Постановление Правительства (от 27.05.2011 №425) уже принято, которое упрощает этот порядок. Да, он работает. Там требуются ещё поправки к закону для того, чтобы ещё дополнительно упростить. Сейчас точную дату не могу сказать, в каком состоянии это находится в Государственной Думе, но я думаю, что мы до конца октября его примем.
(прим.- Проект Федерального закона N 533467-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части передачи недвижимого военного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и государственной регистрации прав на передаваемое недвижимое военное имущество в упрощенном порядке). Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении.
Д.КОЗАК: Просто Министерству обороны Правительством тоже дано поручение соответствующее. В тех случаях, когда они не успели передать, когда возникли дискуссии, безусловно, должны утвердить по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации графики подготовки этих объектов к зиме. Пока формально это не перешло в муниципалитеты, да, ответственность за функционирование в осенне-зимний период лежит на Минобороны, они должны это всё обеспечить.
Д.МЕДВЕДЕВ: Нужно сделать так, чтобы Министерство обороны имело все стимулы для того, чтобы передавать, потому что иначе оно так и будет сидеть, как курица с яйцами, и никуда двигаться не будет. Я помню, как мы на Дальнем Востоке об этом говорили. Там другая проблема, тем не менее всё равно они не слезают с этих мест.
Ладно, посмотрим, как работать будет, а закон принимайте.
Пожалуйста.
Об усилении контроля за ОАО "Славянка".
Сергей КОШМАН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, и просьба со стороны Министерства обороны, потому что раз тема уже коснулась их, это усиление контроля за своими эксплуатирующими организациями. Потому что зачастую отношение к нашим муниципальным обращениям их стороны, по меньшей мере, равнодушное. Сам капитан первого ранга, я понимаю, что такое флотское и армейское братство. Но в этом случае братства нет: получается, что мы вынуждены население всеми формами поддерживать, а с их стороны – только голый коммерческий расчёт.
Д.МЕДВЕДЕВ: Кто у них этим занимается?
Б.ГРОМОВ: «Славянка» занимается.
С.КОШМАН: «Славянка», да, и акционерное общество…
Д.КОЗАК: Это действительно общее место, к вопросу о децентрализации власти – то, о чём мы говорили, что с федерального уровня они не видят эти проблемы, нет такой мотивации повсеместно. Субъекты и муниципалитеты требуют подготовки…
Д.МЕДВЕДЕВ: Мотивация для Министерства обороны – это наше дело.
Д.КОЗАК: Они не могут дотянуться просто до этого.
Д.МЕДВЕДЕВ: Они и дотянуться не могут, но на самом деле не надо считать, что они глупые люди. Зачастую эти решения не принимаются, потому что есть такой тайный замысел – когда-то этим распорядиться как-то по-другому. Я не говорю, незаконным образом, нет, вполне, может быть, законным образом, но просто куда-то пристроить это за деньги и решить какие-то задачи. У Министерства обороны много задач и трат много, это тоже понятно, и оно имеет право на реализацию части высвобождаемого имущества, в том числе недвижимого, за деньги. Но главное, чтобы это было отбалансировано с интересами людей, с теми, кто живёт на этой земле.
Пойдём дальше, насчёт этой «Славянки» и остального – проверим.
Эта и другие проблемы по передаче собственности Минобороны муниципалитетам были озвучены 28 сентября 2011 года входе совещания в Звенигороде, которое провел Президент РФ Дмитрий Медведев. Наконец-то появилась некоторая ясность, как выйти из патовой ситуации и "взять" собственность без оформления земельного участка. Стенографический отчет в кратком изложении.
О строительстве новых детских садов.
Б.ГРОМОВ: ...Должен сказать, что «Единая Россия» участвует в очень многих программах и, к нашему счастью, в таких программах, которые для нас сложны. Это в том числе жилищно-коммунальный комплекс, другие вопросы, в том числе и строительство детских садов, а очереди везде большие. Мы, конечно, когда-то упустили этот вопрос – когда бум пошёл рождаемости, мы оказались к нему просто не готовыми. Но что касается Московской области, в прошлом году мы ввели 15 тысяч мест для детей, в этом году мы вводим ещё 15 тысяч.
Д.МЕДВЕДЕВ: А какая очередь Борис Всеволодович, у вас?
Б.ГРОМОВ: В Московской области – 88 тысяч. За два года мы ввели 30 тысяч новых мест, и я думаю, что за два, максимум три года мы эту проблему снимем полностью на территории Московской области.
Д.МЕДВЕДЕВ: ...Детские сады. Я с людьми только что разговаривал, – конечно, это проблема для очень многих номер один. То, что Московская область так быстро идёт по решению это проблемы, это, конечно, внушает оптимизм. Не у всех такие возможности, как у Московской области, потому что, я думаю, такими темпами вы действительно за 2, за 2,5 года эту проблему закроете. Но есть более сложные территории, конечно, гораздо более сложные.
О военных городках МО РФ
ГРОМОВ: Ещё один вопрос, который я хотел бы поднять в своём выступлении. Московская область к зиме готова, я об этом докладываю, но нас волнует, и меня лично волнует вопрос, связанный с жилыми городками, принадлежащими Министерству обороны. Проблема как была, так и остаётся, проблема серьёзная. У нас 102 жилых городка на территории области. На сегодняшний день у них примерно 1,5 тысячи многоквартирных жилых домов, передали где-то 20 процентов. Причём передают без земли, то есть там ничего не сделаешь. Остальные дома пока не передаются по разным причинам, в том числе, наверное, и потому, что у них новые компании …
Д.МЕДВЕДЕВ: А что значит – передают без земли? Земля-то кому принадлежит?
Б.ГРОМОВ: А земля как была Минобороны, так она и остаётся у них.
Д.МЕДВЕДЕВ: Что это будет значить? Тогда нужно, может быть, по этой земле решения какие-то принимать? Всё равно останется это у вас, это же невозможно себе представить, что пять лет похозяйничаете, а потом обратно Министерству обороны передадите.
Б.ГРОМОВ: Конечно, мы об этом всегда и просили, чтобы передавали с землёй, иначе мы не можем вкладывать деньги туда: ни в дороги, ни в дома, ни во что абсолютно. Люди не могут приватизировать квартиру, там всё одно за одно цепляется, то есть проблему надо как-то решать, и чем быстрее, тем лучше.
Д.МЕДВЕДЕВ: Квартиру-то могут приватизировать: я думаю, всё-таки, это с землёй не связано. Но то, что вы инвестиции не можете подтаскивать туда…
Б.ГРОМОВ: А мы ничего не можем туда вводить.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно.
Б.ГРОМОВ: В общем, проблема такая есть.
О передаче собственности Минобороны без земли
Д.МЕДВЕДЕВ: Тема жилых городов и городков Министерства обороны. Эта тема большая и очень непростая. У Министерства обороны есть, наверное, и свои резоны, но в качестве, может быть, неких результатов сегодняшнего нашего разговора я бы что предложил. Конечно, когда речь идёт о передаче социальных объектов, они должны передавать их с землёй, с разумным количеством земли. Это, конечно, не должно быть так, что передаётся детский сад, например, а к нему примыкает ещё 50 гектаров. Но такого и нет на самом деле. Но передавать без земли невозможно, потому что потом невозможно получить кредиты, невозможно решить жилищные задачи. Я хочу, чтобы было подготовлено поручение Министерству обороны на эту тему, чтобы они всё-таки политику здесь изменили.
А.БАРАНОВ: Дмитрий Анатольевич, а можно сделать предложение по землям Министерства обороны?
Д.МЕДВЕДЕВ: Сделайте, конечно. Мы же не просто так собрались.
А.БАРАНОВ: На сегодня проблема передачи земель Министерства обороны, – в особом порядке. Муниципальные районы и городские округа в силу Земельного кодекса наделены полномочиями распоряжения землёй, на которой не разграничена собственность, за исключением Министерства обороны. И Министерство обороны сейчас, чтобы передать земли, вынуждено тратить очень большие деньги на оформление всех земельных кадастров, потом дробить их, потом муниципалитеты должны тратить средства на то, чтобы оформлять эти объекты. Предложение в чём?..
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, мне Сердюков об этом говорил. Кстати, та же самая ситуация с оформлением квартир в собственность. Они сначала их оформляют на себя, а потом вынуждены передавать, например, военнослужащим, дважды оформляя. Это занимает огромное количество времени, сил и средств, конечно, тоже.
А.БАРАНОВ: Предложение конкретное: чтобы муниципальные районы в силу закона имели право распоряжения землями, на которые Министерство обороны не разграничило полномочия по военным городкам. Тогда Министерство обороны будет делать кадастровые планы только на объекты, которые непосредственно остаются у них под их объектами. Никто этого права не изымет. Контроль за этими землями усилится. Процедура упростится, а контроль усилится, потому что и военная прокуратура будет это контролировать, и наши городские прокуроры тоже будут это контролировать. И у нас сразу, Дмитрий Анатольевич, появится право на территории этих военных городков начинать развёртывать социальную программу. Мы сегодня не можем ни построить детские сады…
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, мы только что об этом говорили.
А.БАРАНОВ: Упростить вот эту процедуру.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы считаете, Министерство обороны это легко может проглотить? Каково мнение Правительства?
Д.КОЗАК: По Министерству обороны будет длительная дискуссия на эту тему. Решение Правительством уже частично принято.
А.БАРАНОВ: Это как предложение.
Д.КОЗАК: Да, я понимаю.
Там две проблемы, связанные с передачей земель и жилого фонда, объектов коммунальной инфраструктуры от Министерства обороны.
Первое. Состояние, в котором они передаются. Как правило, они передаются в плачевном состоянии, и муниципалитеты отказываются их принимать, потому что понимают, что на них сначала упадёт огромное бремя расходов по их приведению в порядок, а потом – по содержанию.
Второе. Даже не столько площади земельных участков, хотя такие факты есть, когда Министерство обороны с субъектами Федерации, с муниципалитетами вступают в длительные споры по поводу того, какая площадь прилегающих земельных участков должна быть передана. Большая проблема с постановкой их на кадастровый учёт. Министерству обороны для того, чтобы поставить все земли, которые подлежат передаче, на кадастровый учёт, требуется, по-моему, если мне не изменяет память, около 17 миллиардов рублей.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Так Вы поддерживаете эту идею, которую коллеги предлагают?
Об упрощенном порядке передачи земель Минобороны в муниципальную собственность.
Д.КОЗАК: Мы сейчас приняли Постановление Правительства, внесли оперативно, должны быть приняты Госдумой поправки к закону об упрощённом порядке передачи этих земель муниципальным образованиям.
Д.МЕДВЕДЕВ: Что он предполагает, этот упрощённый порядок?
Д.КОЗАК: Он предполагает, что эти земельные участки могут быть [переданы] без постановки на кадастровый учёт, только с указанием площади.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это собственно то, о чём коллеги и говорят.
Д.КОЗАК: Да. Просто надо понимать, что бремя межевания и постановки на кадастровый учёт ляжет на муниципалитеты. Я думаю, что это лучше, чем…
Д.МЕДВЕДЕВ: Это в любом случае лучше, потому что они, наши товарищи из муниципалитетов, чего говорят, что мы и так-то имеем свои относительно небольшие возможности, но когда речь идёт о передаче таких объектов, то вообще всего лишены, потому что и объекты ни взять, как Вы говорите, они в плохом состоянии, а если возьмёшь, то, значит, замаешься их оформлять после этого. Потому что если кто-то берёт, то он должен просчитать, какие он сможет деньги подтащить, какие инвестиции, и тогда для него это уже будет просчитанный риск, забирает он их или не забирает, какие инвестиции вкладывает, если он сможет распоряжаться впоследствии землёй и деньги под это привлекать. Когда этот документ будет работать?
РЕПЛИКА: Он работает.
Д.КОЗАК: Постановление Правительства (от 27.05.2011 №425) уже принято, которое упрощает этот порядок. Да, он работает. Там требуются ещё поправки к закону для того, чтобы ещё дополнительно упростить. Сейчас точную дату не могу сказать, в каком состоянии это находится в Государственной Думе, но я думаю, что мы до конца октября его примем.
(прим.- Проект Федерального закона N 533467-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части передачи недвижимого военного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и государственной регистрации прав на передаваемое недвижимое военное имущество в упрощенном порядке). Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении.
Д.КОЗАК: Просто Министерству обороны Правительством тоже дано поручение соответствующее. В тех случаях, когда они не успели передать, когда возникли дискуссии, безусловно, должны утвердить по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации графики подготовки этих объектов к зиме. Пока формально это не перешло в муниципалитеты, да, ответственность за функционирование в осенне-зимний период лежит на Минобороны, они должны это всё обеспечить.
Д.МЕДВЕДЕВ: Нужно сделать так, чтобы Министерство обороны имело все стимулы для того, чтобы передавать, потому что иначе оно так и будет сидеть, как курица с яйцами, и никуда двигаться не будет. Я помню, как мы на Дальнем Востоке об этом говорили. Там другая проблема, тем не менее всё равно они не слезают с этих мест.
Ладно, посмотрим, как работать будет, а закон принимайте.
Пожалуйста.
Об усилении контроля за ОАО "Славянка".
Сергей КОШМАН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, и просьба со стороны Министерства обороны, потому что раз тема уже коснулась их, это усиление контроля за своими эксплуатирующими организациями. Потому что зачастую отношение к нашим муниципальным обращениям их стороны, по меньшей мере, равнодушное. Сам капитан первого ранга, я понимаю, что такое флотское и армейское братство. Но в этом случае братства нет: получается, что мы вынуждены население всеми формами поддерживать, а с их стороны – только голый коммерческий расчёт.
Д.МЕДВЕДЕВ: Кто у них этим занимается?
Б.ГРОМОВ: «Славянка» занимается.
С.КОШМАН: «Славянка», да, и акционерное общество…
Д.КОЗАК: Это действительно общее место, к вопросу о децентрализации власти – то, о чём мы говорили, что с федерального уровня они не видят эти проблемы, нет такой мотивации повсеместно. Субъекты и муниципалитеты требуют подготовки…
Д.МЕДВЕДЕВ: Мотивация для Министерства обороны – это наше дело.
Д.КОЗАК: Они не могут дотянуться просто до этого.
Д.МЕДВЕДЕВ: Они и дотянуться не могут, но на самом деле не надо считать, что они глупые люди. Зачастую эти решения не принимаются, потому что есть такой тайный замысел – когда-то этим распорядиться как-то по-другому. Я не говорю, незаконным образом, нет, вполне, может быть, законным образом, но просто куда-то пристроить это за деньги и решить какие-то задачи. У Министерства обороны много задач и трат много, это тоже понятно, и оно имеет право на реализацию части высвобождаемого имущества, в том числе недвижимого, за деньги. Но главное, чтобы это было отбалансировано с интересами людей, с теми, кто живёт на этой земле.
Пойдём дальше, насчёт этой «Славянки» и остального – проверим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий