Страницы

четверг, 16 мая 2024 г.

Андре́й Рэ́мович Белоу́сов. Ошибаться можно, врать - нельзя!


Андре́й Рэ́мович Белоу́сов (род. 17 марта 1959, Москва) — российский государственный, военный и политический деятель, учёный-экономист. Министр обороны Российской Федерации с 14 мая 2024 года. 

Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (2011). 

Доктор экономических наук (2006). 

Заслуженный экономист Российской Федерации (2007). 

Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации (21 января 2020 — 7 мая 2024). 

Помощник президента Российской Федерации по экономическим вопросам (24 июня 2013 — 21 января 2020).

Министр экономического развития Российской Федерации (21 мая 2012 — 24 июня 2013).

Исполняющий обязанности председателя Правительства Российской Федерации в связи с диагностированным заболеванием COVID-19 у действующего председателя Михаила Мишустина (30 апреля — 19 мая 2020).

12 мая 2024 года президентом Путиным предложен Совету Федерации в качестве кандидата на должность министра обороны России. 

14 мая 2024 года Белоусов был согласован на пост министра Советом Федерации и в этот же день назначен на должность министра обороны Российской Федерации указом президента Владимира Путина.

среда, 15 мая 2024 г.

Изменений в Генштабе ВС РФ нет и не планируется - Путин на встрече с командующими войсками военных округов.


В.Путин: Добрый день, уважаемые товарищи! 

Прежде всего, хочу вас поздравить с прошедшим недавно праздником – 9 мая, Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 

Хотел сделать это лично. 

Знаю, что 9 мая вы все должны были быть и были на своих рабочих местах, в боевой обстановке встречали этот праздник. 

В этой связи хочу вас и всех ваших подчиненных поблагодарить за эту боевую работу. 

Работа идет по плану, утвержденному и подготовленному командованием группировки,

Генеральным штабом, и все поставленные задачи выполняются. 

Не только по результатам прошлого года, хочу это еще раз сказать, были отражены все контратаки противника, но и начиная с этого года наши войска по всем направлениям постоянно, каждый день улучшают свое положение. 

Еще раз к этому вернусь: выполняют все задачи, поставленные Министерством обороны и Генеральным штабом. 

Это то, чего ждет от нас, от вас – вся страна. 

Мы видим, что делает неонацистский режим в приграничной полосе. 

Так они поступали в течение всех лет, начиная с 2014 года, когда мы пытались мирными средствами урегулировать этот конфликт. 

Ничего, к сожалению, не получилось, и мы вынуждены были приступить к защите наших людей на этих территориях с помощью Вооруженных Сил. 

Но чем эффективнее вы работаете на линии боевого соприкосновения, тем больше у нас шансов решить этот вопрос мирным путем. 

Мы к этому всегда стремились, и я всегда об этом говорил. 

Уважаемые товарищи, вы знаете, что в соответствии с Конституцией после избрания Президента страны происходит смена Правительства Российской Федерации. 

У нас появилось шесть новых министров – энергетики, спорта, транспорта, промышленности, сельского хозяйства и – обороны. 

Хочу поблагодарить Сергея Кужугетовича Шойгу за то, что было сделано им на протяжении предыдущих лет по строительству Вооруженных Сил, по преданию им нового облика. 

Думаю, что у нас ни у кого нет сомнений в том, что этот облик последовательно создается, в том числе применительно к требованиям сегодняшнего дня, к требованиям современных способов ведения вооруженной борьбы. 

Да, мы все понимаем, что многое еще нужно сделать, многие вещи не были понятны до начала боевых действий ни нам, ни всем тем, кто так или иначе в мире имеет дело со строительством своих вооруженных сил, это очевидно. 

Но то, как быстро мы реагируем на требования времени, вселяет в нас уверенность в том, что мы все задачи подобного рода, безусловно, решим. 

Сергей Кужугетович переходит на другую работу, вы знаете об этом. 

Он будет Секретарем Совета Безопасности, это конституционный орган, который формируется Президентом. 

Его задачей является оказание содействия главе государства в руководстве всей силовой составляющей государства. 

Новым Министром обороны назначен Белоусов Андрей Рэмович. 

Связано это не в последнюю очередь с тем, что расходы на военную составляющую растут. 

Напомню, что в середине 1980-х годов совокупные расходы Советского Союза на оборону и безопасность составляли примерно 13 процентов. 

В 2024 году, в текущем году, у нас совокупные расходы на оборону и безопасность составят примерно 8,7 процента. 

Может быть, будет чуть-чуть больше. 

Примерно – 8,7 процента. 

Это, конечно, не 13 процентов, как было в Советском Союзе, но все-таки уже солидная величина, это большой ресурс, и мы обязаны распорядиться им очень рачительно и эффективно. 

Андрей Рэмович возглавлял в свое время Министерство экономического развития, потом работал в Администрации Президента помощником Президента, а в последние годы был Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, руководил экономическим блоком. 

И конечно, он прекрасно понимает, что нужно сделать для того, чтобы экономику всего силового блока и Министерства обороны как ключевого звена этого блока вписать в общую экономику страны. 

Это чрезвычайно важная вещь. 

Имею в виду, что с этим связано и инновационное развитие промышленности, и учет возможностей экономики, бюджета. 

Мы, увеличивая расходы на оборону и безопасность, все-таки исходим из того, что все социальные обязательства должны быть исполнены перед гражданами, должны быть достигнуты и должны быть достигаемы наши цели национального развития по всем направлениям, включая социальное. 

Имею в виду образование, здравоохранение, поддержку ветеранов, обеспечение пенсионного обслуживания и так далее. 

Все это должно быть, безусловно, исполнено при растущих расходах на оборону. 

При этом мы видим и понимаем, что растущие расходы на оборону и безопасность так или иначе органически связаны и с гражданскими отраслями производства, что дает в свою очередь толчок развитию промышленности в целом, сохраняет и увеличивает рабочие места в стране (у нас безработица на исторически минимальном уровне находится сегодня). 

Но это взаимоотношение между так называемыми «пушками» и «маслом» должно быть органически вписано в общую стратегию развития государства российского. 

Надеюсь, что Андрей Рэмович справится с этой задачей наилучшим образом. 

Кроме всего прочего, Андрей Рэмович в последнее время по моему поручению занимался некоторыми вещами двойного назначения, в частности, развитием беспилотных летательных и других беспилотных аппаратов. 

То же самое делал и Сергей Кужугетович по линии Министерства обороны. 

Министр обороны, который покинул этот пост, кроме исполнения обязанностей Секретаря Совета Безопасности будет вести и Комиссию ВПК, которая функционирует при Президенте, и будет заниматься организацией работы Федеральной службы по сотрудничеству с зарубежными странами. 

Думаю, что Сергей Кужугетович, как никто другой, понимает и необходимость обеспечивать наши обязательства перед партнерами в сфере поставки вооружений и военной техники на внешний рынок с учетом того, что в первую очередь мы должны обеспечить потребности наших Вооруженных Сил. 

Это сочетание очень тонкое, важное. Сергей Кужугетович вместе с Министерством обороны, с руководством Министерства обороны, вместе с начальником Генерального штаба будет заниматься в том числе и этой работой. 

Что касается самого Генерального штаба и всей структуры, которая обеспечивает боевую работу, здесь никаких изменений нет и не планируется. 

Хочу, чтобы это было всем понятно. 

Этот блок боевой работы у нас сложился, он функционирует ритмично, действует успешно, и здесь никаких изменений не предполагается. 

Это то, что я хотел бы сказать в начале. 

И как договаривались, я просил Сергея Кужугетовича, Валерия Васильевича организовать нашу встречу таким образом, чтобы мы могли поговорить и о текущей ситуации на линии боевого соприкосновения. 

Мы делаем это ежедневно с руководством Министерства обороны и с начальником Генштаба, но мне хотелось послушать вас. 

Я в целом понимаю, что и как происходит, но одно делать слушать это по докладам НГШ и Министра, другое дело – поговорить с вами напрямую. 

Мы с вами не так часто, но в целом регулярно встречаемся, и, мне кажется, настало время поговорить об этом подробнее по каждому направлению боевой работы. 

Спасибо.

пятница, 10 мая 2024 г.

Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий. Основная часть.


Борозинец Н.М., Водолажская М.Г., Сальникова О.Д., Соловьева О.В., Шеховцова Т.С. Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций... 

Основная часть (в сокращеии). 

В нашем понимании профессионально-психологическая реабилитация не должна ограничиваться снятием симптоматики посттравматических стрессовых расстройств, а призвана ориентироваться на развитие и раскрепощение здорового потенциала личности, формирование нормальной социальной идентичности. 

В данной концепции профессионально-психологическая реабилитация рассматривается как комплекс воздействий психофизиологического, психологического, профессионально-педагогического и социально-средового характера, направленных на выявление и актуализацию реабилитационного потенциала. 

Сущность реабилитационного потенциала определяется на основе изучения и обобщения социально-психологического портрета человека с инвалидностью данной категории и компаративного анализа особенностей самоощущения при нормотипии и инвалидности в контексте различных условий ее приобретения. 

Целью профессионально-психологической реабилитации является восстановление нормального социального и профессионального функционирования личности инструментами психонейрореабилитации, психопрофилактики и психокоррекции, вторичной профориентации и профессионального переобучения с учетом правовых (как?), институциональных (где?), кадровых (кем?) аспектов. 

Рассмотрим направления профессионально-психологической реабилитации в рамках данной концепции. 

Психофизиологическое направление.

Психофизиологическое направление базируется на комплексном психонейрокоррекционном подходе (М.Г. Водолажская и др.) [4]. 

Цель психонейрореабилитационной работы – усиление корково-подкорковых взаимодействий в головном мозге испытуемых. 

В контексте данного подхода исследование движется по направлению «снизу-вверх» по церебральной вертикали. 

Данный уровень основывается на учете глубин диэнцефалона, характера их эмоциогенной генерации.

(прим. - Промежуточный мозг, диэнцефалон - отдел головного мозга, составляющий самую переднюю (у человека — верхнюю) часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария).

Врожденные формы агрессивности характера, церебральный генератор которых залегает наиболее глубоко (6-8 аксиальный срез мозга), в случае их индивидуально высокой степени выраженности требуют особых инструментальных нейрореабилитационных воздействий, т.к. являются наиболее негативными. 

Именно на них направлена персонифицированная работа по нейробиоуправлению с помощью биологической обратной связи (далее – БОС) и электроэнцефалограммы (далее – ЭЭГ). 

Затем изучается психологический статус, то есть оптимизируется реализация функций вышерасположенного неокортикального уровня (психика, интеллект, поведение). 

В итоге оцениваются социальные устремления, то есть высшая нервная деятельность, обеспечивающаяся преимущественно конвекситально, по скальповой горизонтали еще более поверхностно по сравнению с предыдущим психологическим уровнем. 

В результате расбалансированные вследствие инвалидизирующего влияния боевых действий кортикально-субкортикальные связи достигают баланса, о чем свидетельствуют критерии эффективности психонейрокоррекции: 

индекс и мощность пользовательского частотного диапазона 6-9 Гц (%) на финальном и итоговом этапе нейробиоуправления в виде альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ. 

Данный диапазон предложен разработчиками технологии нейробиоуправления и является общепринятым в контексте использования альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог). 

Технология психонейрокорреции основана на алгоритмическом сочетании элементов киберспорта; 

диагностики церебрального генератора врожденных эмоциональных (агрессивных/антиагрессивных) черт личности с расчетом индекса глубинной агрессивности;

нейробиоуправления с помощью альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог). 

Психологическое направление.

Психологическое направление базируется на выделении, анализе и развитии /психопрофилактике/ психокоррекции трех компонентов психологического портрета человека данной категории.  

Личностный компонент представляется адаптационным потенциалом, который отражает процесс активного приспособления к условиям социальной среды с учетом изменения психического и физического статуса. 

Сюда же включаются уровень и характер внутриличностной конфликтности, сильно обостряющейся у людей, получивших травмы и увечья в результате участия в боевых действиях. 

А также субъективная оценка эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека. 

Поведенческий (конативный) компонент содержит оценку способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными обстоятельствами и наличие трансдиагностических дезадаптивных механизмов преодоления стресса. 

Важным элементом, определяющим поведенческую активность личности, является субъективная оценка качества жизни, в том числе в профессиональной деятельности. 

Для лиц с инвалидностью важным параметром самоощущения является образ тела, в частности вызывающий наибольший дискомфорт или неудовлетворенность, интенсивность которых определяет отношение к суицидальному поведению

Когнитивный компонент критериально оценивается аттенционными способностями индивида, которые являются первостепенным условием эффективной интеллектуальной деятельности, а также включает особенности и степень развития социального интеллекта (О.В. Соловьева) [10]. 

Целями реализации психологического направления являются: 

активизация адаптационного потенциала и здоровых сил личности; 

разрешение внутриличностной конфликтности

развитие продуктивных совладающих стратегий поведения

развитие качеств социального интеллекта

повышение субъективного оценивания качества жизни, включая ориентацию на образ тела; 

формирование эмоционально зрелой и осознанной эго-идентичности. 

Технологические аспекты данного направления предполагают разработку и реализацию психодиагностических и психопрофилактических / психокоррекционных комплексов.

Профессионально-педагогическое направление

Основой профессионально-педагогического направления является понимание того, что большинство работ по профориентации, профессиональному обучению/образованию выполнены в контексте детско-юношеского возраста (Е.А. Климов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). 

Вместе с тем дефицит решения проблемы вторичной профориентации и переобучения взрослых остается неизменным. 

Для личности, которая совершает вынужденный уход из прежней профессии в связи с инвалидизацией, педагогические технологии, применяющиеся для профориентации молодежи, часто неэффективны (В.А. Фордмен) [12]. 

С нашей точки зрения критериями педагогической диагностики в рамках профессионально-педагогического направления являются обученность, обучаемость, мотивация к труду, осведомленность по вопросам трудоустройства...

Литература:

4. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии: монография / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский. Ставрополь: СКФУ, 2022. 263 с.

12. Фордмен В.А. Современные трудности в ситуации вынужденной смены профессиональной деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3А. С. 145–150.

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2023_n6/Borozinets_et_al 

[Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования // Психологическая наука и образование — 2023. Том 28. № 6]


Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий. Введение.


Борозинец Н.М., Водолажская М.Г., Сальникова О.Д., Соловьева О.В., Шеховцова Т.С. Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 6. C. 53—61. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280605 

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 1022101100016-7-5.1.1;5.3.2 «Профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных операций» (FSRN 2023-0012). 

Введение.

Проблема реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных военных операций (далее – лица (человек) с инвалидностью данной категории), имеет важное научно-практическое значение. 

Участники боевых действий являются специфическим контингентом, требующим реабилитации, а лица с инвалидностью данной категории могут быть выделены в группу особого социального риска (В.С. Агеев, О.Н. Прудникова и др.) [9]. 

Приобретая инвалидность, большинство из них вынуждены выстраивать новую жизненную перспективу. 

У значительной части (87%) формируется инвалидизированная идентичность, обусловливающая реализацию ими деструктивных стратегий социального функционирования (Ю.М. Караяни) [8]. 

В отечественной науке исследования проблем участников военных действий сосредоточены в рамках социально-медицинского (Р.А. Абдурахманов, С.И. Съедин, П.А. Корчемный, Л.А. Китаев-Смык, И.В. Соловьев, Н.В. Тарабрина и др.) и медико-психологического подходов (Л.В. Смекалкина, Э.А. Нечаев, В.И. Захаров и др.) [8]. 

Фрагментарно рассматриваются вопросы педагогической реабилитации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи, с точки зрения профилактики поведенческих девиаций и формирования морально-психологической устойчивости (Е.И. Федак, С.В. Лопатько и др.) [11]. 

Единично на основе положений экономической теории труда представлено исследование профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов боевых действий и военной службы (Е.А. Захарова) [5]. 

Современная концепция комплексной реабилитации участников специальной военной операции (СВО) включает в себя медицинскую реабилитацию, психологическое и юридическое сопровождение, социальную поддержку, обучение по программам дополнительного профессионального образования отдельных категорий военных специальностей (Т.Н. Бонкало) [1]. 

Однако даже широкий спектр исследований не дает системного научно-обоснованного видения условий комплексной реабилитации лиц с инвалидностью данной категории в контексте утраты или ограничения трудоспособности, социально-психологической и профессиональной реадаптации. 

Также отсутствуют исследования, отражающие современные реалии СВО, в которой участвуют разные контингенты граждан: кадровые военные, военные, начавшие службу по контракту до СВО, мобилизованные, добровольцы, имеющие разные базовые профессиональные навыки, ценностные ориентиры и социально-психологические приоритеты. 

Именно поэтому авторам видится необходимой разработка научной концепции, ключевым понятием которой является профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью данной категории. 

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2023_n6/Borozinets_et_al [

Introduction. 

The problem of the rehabilitation of persons with disabilities acquired during the performance of official duty during combat and special military operations (hereinafter this category is referred to as persons (person) with disabilities) has important scientific and practical significance.

Combatants are a specific contingent that require rehabilitation, and persons with disabilities of this category can be identified as a group of special social risk (V.S. Ageev, O.E. Prudnikova and others) [9]. 

When acquiring a disability, most from them they are forced to build a new perspective on life. A significant part (87%) forms a disabled identity that determines an implementation by them of destructive strategies of social functioning (Yu.M. Karayani) [8]. 

In domestic science, the research of problems of participants in military operations are concentrated within the framework of socio-medical (R.A. Abdurakhmanov, S.I. Syedin, P.A. Korchemny, L.A. KitaevSmyk, I.V. Soloviev, N.V. Tarabrina, etc.), medical and psychological approaches (L.V. Smekalkina, E.A. Nechaev, V.I. Zakharov and others) [8]. 

The issues of the pedagogical rehabilitation of military personnel performing service and combat duty are considered fragmentally, from the point of view of preventing behavioral deviations and forming moral and psychological stability (E.I. Fedak, S.V. Lopatko, etc.) [11]. 

A single study of vocational rehabilitation is presented based on the provisions of the economic theory of the labor and employment of disabled combatants and military service (E.A. Zakharova) [5]. 

The modern concept of the integrated rehabilitation of participants in the Special Military Operation in Ukraine (SMO) includes medical rehabilitation, psychological and legal support, social support, training in additional professional training programs, the formation of certain categories of military specializations (T.N. Bonkalo) [1]. 

However, even a wide range of studies does not provide a systematic, scientifically based vision of the conditions for the complex rehabilitation of persons with disabilities of this category in the context of loss or disability, socio-psychological and professional readaptation. 

There are also no studies reflecting the modern reality of the Special Military Operation, in which different contingents of citizens participate: career military personnel, military personnel who have started contract service just prior to the SMO, mobilized personnel, volunteers with different basic professional skills, values orientations and socio-psychological priorities. 

That is why the authors see it as necessary to develop a scientific concept, the key notion of which is the professional and psychological rehabilitation of persons with disabilities in this category.

Литература: 

1. Бонкало Т.И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест январь—февраль 2023 [Электронный ресурс] / Т.И. Бонкало. Электрон. текстовые дан. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. 


5. Захарова Е.А. Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы: дисс. … канд.эконом. наук. М., 2013.

8. Караяни Ю.М. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016.

8. Karayani YU.M. Social’no-psihologicheskaya reabilitaciya invalidov boevyh dejstvij: diss. … kand. psihol. nauk [Socio-psychological rehabilitation of combat invalids: Ph. D. (psychology) diss.]. Moscow, 2016. (In Russ.).

9. Прудникова О.Н. Медико-социальные аспекты реабилитации ветеранов боевых действий в Омской области: дисс. … канд. мед. наук. Кемерово, 2006. 

11. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи: дисс. ... канд. пед. наук. М, 2004. 

Информация об авторах.

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-7132, e-mail: nborozinetc@ncfu.ru 

Водолажская Маргарита Геннадьевна, доктор биологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3934-6733, e-mail: mvodolazhskaia@ncfu.ru 

Сальникова Олеся Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6607-3312, e-mail:osalnikova@ncfu.ru 

Соловьева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4210-3334, e-mail: osoloveva@ncfu.ru 

Шеховцова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0910-4919, e-mail: tshekhovtcova@ncfu.ru



10 мая профессор Александр Григорьевич Караяни отмечает свой День рождения.


Дорогие друзья! 

Сегодня 10 мая отмечает свой День рождения профессор кафедры служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации "СоДействие" доктор психологических наук Александр Григорьевич Караяни!

Александр Григорьевич окончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи в 1977 году, Военно-политическую академию им. В.И.Ленина в 1990 году.

Область научных интересов: военная психология, юридическая психология, психология общения и переговоров в экстремальных условиях. 

Тема его докторской диссертации: «Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах».

Александр Григорьевич автор более 200 научных публикаций.

Вот некоторые из них.

Караяни А.Г. Настольная книга военного психолога. (практическое пособие). М.: Юрайт, 2016. 

Караяни А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 1. (учебник). М.: Юрайт, 2016. 

Караяни А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 2. (учебник). М.: Юрайт, 2016. 

Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне (учебное пособие). М.: ВУ, 2016. 

Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий (учебное пособие). М.: ВУ, 2016. 180 с. 

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военная психология. учебник для специалистов психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации (учебник)М.: ВУ, 2016. 

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке (учебное пособие). М.: ВУ, 2016. 212 с. 

Караяни А.Г. Военная психология: учебник и практикум. 2 -е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 

Karayani A. War of the future and prospective directions of military psychology (учебник) // The Routledge International Handbook of Military Psychology and Mental Health. London: Routledge, 2019. P.89—102. P. 604. 

Психология в деятельности сотрудника полиции (учебник) / Калиниченко И.А., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Караяни А.Г., Красноштанова Н.Н., Агапов В.С.. М.: Моск. ун-т МВД России, 2019. 

Караяни А.Г. Психофизиология боевой деятельности (учебное пособие). М.: ВУ, 2020. 

Караяни А.Г. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента: учебное пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 

Караяни А.Г. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., 

Караяни А.Г., Красноштанова Н.Н., Статный В.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 

Караяни А.Г. и др. Технологии защиты сотрудников органов внутренних дел от негативного информационно-психологического воздействия: монография. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. 

Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2023. 

Источник: Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/authors/10654 [Караяни Александр Григорьевич — Публикации]

Глубокоуважаемый Александр Григорьевич! 

Примите наилучшие поздравления и пожелания от войсковых и флотских психологов в День Вашего рождения!

Мирного неба, Тихий океан счастья, Черное море здоровья, семь футов под килем и попутного ветра во всех добрых начинаниях! 

Новых профессиональных побед и достижений на ниве военной психологии! 

С глубоким уважением, Алексей Пелевин.

На фото Александр Григорьевич среди психологов.

суббота, 4 мая 2024 г.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) развивает свою психологическую службу.


Высокая турбулентность современных общественных процессов, высочайший темп жизни, создают серьезную психологическую нагрузку на человека и являются объективными факторами востребованности квалифицированной психологической помощи. 

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), которым руководит Вероника Скворцова, развивает свою психологическую службу, в которой уже сейчвс работает порядка 450 специалистов по всей стране. 

Об этом сообщает Telegram-канал Агентства. 

Психологи ФМБА России обладают опытом работы в составе сводных медицинских отрядов в зоне проведения специальной военной операции (СВО), спасения людей в зоне наводнения после подрыва Каховской ГЭС, работы с жителями Курской, Белгородской, Херсонской областей. 

На протяжении четырех дней с 22 по 25 марта 2024 года для помощи в работе с родственниками погибших и пострадавших в результате теракта в «Крокус сити холле» были задействованы 49 психологов из 15 учреждений Агентства. 

Медицинские психологи и врачи-психотерапевты ФМБА России работали на трех локациях – территории «Крокус сити холла», в помещениях фонда «Защитники Отечества» (г.Красногорск, Бульвар Строителей, 4) и на базе бюро судебно-медицинской экспертизы (г.Москва, Тарный проезд, 3). 

В день трагедии в «Крокус сити холл» выехали сотрудники Референс-центра медико-психологического сопровождения в составе трех бригад скорой медицинской помощи. 

Оценка масштаба последствий трагедии дала возможность специалистам Агентства подготовиться к работе в следующие дни. 

Работу организовали в несколько смен, с 23 по 24 марта специалисты ФМБА России провели около 60 очных и 20 телефонных консультаций. 

Сотрудники Агентства, работавшие в составе совместных команд психологов (МЧС, ФМБА, МСПП, НМИЦ психиатрии имени В.П. Сербского, Следственного комитета РФ) в бюро судебно-медицинской экспертизы, оказывали психологическую поддержку семьям, потерявших близких. 

За каждой семьей был закреплен индивидуальный психолог, сопровождающий родственников на всех этапах опознаниядо завершения следственных мероприятий неограниченное количество времени. 

«Эта процедура крайне тяжелая и травматичная для родственников погибших, поэтому они нуждались в квалифицированной помощи соответствующих специалистов непрерывно», - сообщил Александр Евдокименко.

Александр Евдокименко - руководитель Референс-центра медико-психологического сопровождения Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА России. 

Референс-центр медико-психологического сопровождения Федерального клинического центра высоких медицинских технологий ФМБА России создали в 2023 году для сопровождения участников СВО и членов их семей, об этом сообщал Telegram-канал Агентства. 

Одним из ключевых направлений в деятельности ФМБА является медицинская реабилитация, в том числе медико-психологическая реабилитация. 

Посттравматическое стрессовое расстройство является психическим расстройством по Международной классификации болезней (МКБ-10). 

Воспоминания о стрессовых ситуациях, связанных с болезнью или угрозой жизни, провоцируются различными триггерами. 

Очень часто эти тревожные симптомы сопровождаются различными соматическими расстройствами – гипертонией, гормональными срывами, нарушениями функции ЖКТ и другими. 

Постравматическое стрессовое расстройство сопровождается развитием проблем в семье и социальной дезадаптацией, поэтому пациенты нуждаются в длительной психологической реабилитации и психиатрической помощи. 

Референс-центр ФМБА России разрабатывает психотерапевтические программы для оказания экстренной психологической помощи и долгосрочного сопровождения разных категорий лиц, нуждающихся в психологической поддержке: 

ветеранов боевых действий, членов их семей, вынужденных переселенцев, гражданских лиц, пострадавших от боевых действий или чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера и других. 

Команда Референс-центра ФМБА России осуществляет долгосрочное сопровождение пациентов и оказание экстренной помощи, включая маршрутизацию обратившихся за психологической помощью на прием к необходимому специалисту. 

«Дорогие коллеги! Примите слова искренней признательности за ваш самоотверженный труд и высокий профессионализм. 

От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, благополучия и успехов в работе!», - поздравила психологов Агенства руководитель ФМБА России Вероника Скворцова в День профессионального праздника.

Присоединяемся!

четверг, 2 мая 2024 г.

2 мая 2014 года в Доме профсоюзов Одессы от рук украинских неонацистов погибли люди.


Десять лет назад — 2 мая 2014 года — произошли страшные трагические события в Одессе. 

Нацисты, представители «Правого сектора» (запрещён в РФ), устроили беспорядки в городе: сначала разгромили палаточный городок, где проходил сбор подписей за проведение референдума в том числе о придании государственного статуса русскому языку, а затем организовали охоту на тех, кто не поддержал Майдан. 

Мирные люди вынужденно укрылись в Доме профсоюзов, но изверги, преследовавшие их, окружили здание и подожгли его, не допустив пожарных и спасателей на помощь находящимся внутри гражданам, продолжая забрасывать зажигательной смесью и стрелять по окнам. 

Люди не могли выйти. 

А тех, кому всё же это удавалось, негодяи забивали до смерти. 

Жертвами нечеловеческой жестокости стали 48 человек. 

32 — сгорели заживо, 6 — погибли от огнестрельных ранений, 10 — замучены нацистами.

Среди погибших было обнаружено тело беременной женщины — её задушили. 

Виновные в этом преступлении до сих пор не наказаны. 

Сегодня киевский режим переписывает историю Одессы. 

Демонтированы памятники основательнице города Екатерине II, полководцу Александру Суворову, монументы писателю Максиму Горькому, переименованы около 200 названий, связанных с Россией и СССР. 

Из школьной программы убрали русских писателей. 

Жителей города наказывают за использование русского языка. 

Вот что такое нацизм. 

Борьба с ним — одна из целей специальной военной операции на Украине, которая обязательно будет достигнута. 

Вячеслав Володин.

МИД РФ в связи с 10-летием трагедии в Одессе 2 мая 2014 года: 

"Сегодня, отдавая дань памяти жертвам кровавой расправы в Одессе, мы убеждены, что справедливое возмездие рано или поздно настигнет исполнителей и вдохновителей этого варварского преступления, которое не имеет срока давности. 

Уверены, что недалёк тот день, когда Одесса, сбросив иго современных бандеровцев, вновь станет подлинно свободным городом, где в мире и согласии будут жить люди разных национальностей"

вторник, 30 апреля 2024 г.

Александр Караяни. Зарубежный опыт социально-психологической реадаптации участников боевых действий.

Социально-психологическая реадаптация — специальный, продолжительный, организованный период перевода психики участников боевых действий с военного на мирный режим функционирования, постепенного, «щадящего», нетравматического включения их в систему социальных отношений мирного времени.

Александр Караяни. Зарубежный опыт социально-психологической реадаптации участников боевых действий. 

 Доклад профессор кафедры служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации "СоДействие" А.Г. Караяни основан на материале лекции, прочитанной в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2018 году. 

В докладе анализируются психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях, обосновываются необходимость, функции, задачи и формы психологического возвращения участников боевых действий в мирные условия жизнедеятельности. 

#военная психология #психологическая помощь #реадаптация #Караяни

понедельник, 29 апреля 2024 г.

Организация и направления профориентационной работы с абитуриентами и студентами, вернувшимися из зоны СВО.


Российская академия образования (РАО) последовательно прорабатывает комплекс вопросов, связанных с социально-психологической реадаптацией, ресоциализацией и социальной интеграцией участников специальной военной операции в российской образовательной среде. 

Стало традицией систематическое проведение стратегических сессий и научно-практических конференций по данному направлению. 

23 апреля в Москве на базе РАО прошла проектно-аналитическая сессия для психологических служб в системе высшего образования "Организация и направления профориентационной работы с абитуриентами и студентами, вернувшимися из зоны СВО". 


Организатором мероприятия выступил Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования. 

С приветственным словом выступили: Брайнес Анна Александровна – заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 

и Брель Елена Юрьевна – руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук. 

С экспертным докладом на тему «Посттравматический рост как ресурс студентов, вернувшихся из зоны СВО» выступил профессор кафедры служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, член-корреспондент РАО, руководитель общественной организации "СоДействие" А.Г. Караяни.

В рамках Сессии была организована работа исследовательской группы «Посттравматический рост как ресурс эффективной профориентационной работы» (модераторы А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни, Е.С. Асмаковец). 

Участники группы выработали практические рекомендации по социально-психологической реадаптации, ресоциализации и реинтеграции ветеранов СВО в рамках образовательной системы.

#Реадаптация

Караяни А.Г. ПСИХОЛОГИ В СТРОЮ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА.


Дорогие друзья! 

  
В 2025 году весь наш народ будет торжественно отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. 

В прошлом 2023 году мы запустили Всероссийскую патриотическую акцию «Психологи в строю Бессмертного полка». 

Во многих высших учебных заведениях от Владивостока до Севастополя прошли яркие и интересные мероприятия, раскрывающие военный, научный и гражданский подвиг наших великих предшественников — психологов военной поры. 

Но как показала акция, в активной памяти современных психологов представлены лишь самые выдающиеся учёные военного времени, чей вклад в Победу — сродни подвигу. 

В актуальной и популярной литературе крайне скудна информация о многих наших коллегах военной поры, чья деятельность не только достойна памяти, но может служить примером гражданственности и научной порядочности для современных учёных. 

Наш журнал, в сотрудничестве с научной школой «Военная психология: методология, теория, практика», начиная с настоящего выпуска, открывает специальную рубрику «Психологи в строю Бессмертного полка». 

Мы приглашаем наших авторов и молодых, начинающих учёных принять участие в подготовке научных статей, посвященных деятельности отечественных психологов в годы Великой Отечественной войны. 

Для исключения дублирования информация об уже выбранных героях статей будет публиковаться на ВК-странице общественного объединения «СоДействия» https://vk.com/club214841742 и телеграм-канале «СоДействие» https://t.me/ActZJS7zH8NlNGEy

Давайте вместе сделаем это — отдадим долг памяти людям, преданно служившим психологии и своему народу в годы самых суровых и судьбоносных испытаний. 

Главный редактор Российского военно-психологического журнала, руководитель научной школы «Военная психология: методология, теория, практика» член-корреспондент РАО, профессор А.Г. Караяни

VI Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств. Екатеринбург.


Ежегодный Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств (Форум) в апреле прошел на площадке Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина уже в 6 раз. 

Целью его проведения является интеграция научного знания и практических наработок в области экстремальной и кризисной психологии. 


В организации и мероприятиях Форума приняли участие психологи силовых ведомств (МЧС России, Министерства обороны, Федеральной службы исполнения наказаний, МВД России, Федеральной таможенной службы и ведомственных образовательных учреждений), специалисты медицинских, социальных и научных государственных организаций. 

В этом году в секционных заседаниях Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии» и мастер-классах Форума участвовали не только психологи субъектов Уральского федерального округа, но и коллеги из Москвы, Самары, Оренбургской области, Краснодарского края. 

Всего в мероприятиях Форума принял участие 291 человек. 


Программа Форума, как всегда, была очень насыщенной: в течение двух дней психологи посетили пленарное и секционные заседания, круглые столы и мастер-классы. 

Большой интерес вызвали мастер-классы по первой помощи, проведенные инструкторами Свердловского регионального отделения Российского общества первой помощи. 

«Мы рады, что специалисты-практики из разных ведомств шестой год собираются в стенах Уральского федерального университета. 

Круглые столы и секционные заседания позволяют нам узнать о тех актуальных вопросах, которые волнуют психологов государственных структур и силовых ведомств, и совместно предложить варианты их решения», – поделилась директор департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Анна Печеркина.


Специалисты приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии», которая прошла в рамках Форума.

Конференция объединила представителей Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России, регионального центра психологической работы ЦВО, ЕкСВУ, ГУФСИН, МЧС, МВД по Свердловской области, Уральского таможенного управления,

областной психиатрической больницы, центра психоло-педагогической, медицинской и социальной помощи, региональные отделения общественной организации «Российское общество первой помощи» и «Российского психологического общества», а также Уральского регионального научного центра РАН. 

Целью конференции являлась интеграция научного знания и практических наработок в области экстремальной и кризисной психологии. 

Сотрудники силовых ведомств обсудили актуальные вопросы психологии травмы, факторы психологического благополучия личности и тенденции психологического сопровождения специалистов государственных и силовых структур. 

суббота, 27 апреля 2024 г.

САФУ. Курс повышения квалификации «Процессуальный анализ в работе с участниками СВО».


В САФУ прошло обучение ведомственных психологов.

В САФУ психологи различных ведомств (УФСИН, УМВД, Росгвардия и др.) прошли обучение на курсах повышения квалификации «Процессуальный анализ в работе с участниками СВО». 

Курсы были организованы кафедрой психологии САФУ в рамках реализации проекта «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтоб стать сильнее» при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. 


Ведущий курса — Андрей Дегтярёв, супервизор «Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева», г. Санкт-Петербург. 

Ведомственные психологи под руководством А.А. Дегтярева изучали механизмы развития чувств и технологию работы с ними методом процессуального анализа. 

Рассмотрели работу с чувством страха (в том числе страхом смерти), виной, обидой, гневом, горем, а также познакомились с методом работы в ситуации выбора. 


Теоретическая информация тут же отрабатывалась на практических примерах. 

Психологи разных ведомств обменивались опытом работы с участниками СВО.

Анализируя результаты совместной деятельности, участники курсов подчеркнули важность объединения профессионалов из разных ведомств для выработки общего подхода к психологическому сопровождению участников СВО и их семей, что позволит оказывать помощь более эффективно и своевременно. 


Психологи выразили благодарность организаторам курсов, создателям проекта «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтобы стать сильнее». 

Авторский проект Людмилы Шаховой и Марии Кореховой «Ресурсная площадка ведомственных психологов: вместе, чтобы стать сильнее» - победитель конкурса грантов Губернатора Архангельской области 2023 года.

Людмила Ивановна Шахова и Мария Владимировна Корехова награждены Почетной грамотой Министерства Архангельской области за плодотворную педагогическую и научную деятельность, профессиональное мастерство, значительный личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для Архангельской области. 

Поздравляем коллег!


Людмила Шахова: Добрый день, с удовольствием следим за Вашим блогом, пользуемся ценной информацией, делимся ею со студентами и коллегами. Благодарим за вашу работу. 

Приятно, что вы в курсе про нас (кафедра психологии Северный ( Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск).

Ветераны СВО получат доплату за технические средства реабилитации от фонда «Защитники Отечества».


У государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», созданного по инициативе Президента, появится больше возможностей для оказания помощи ветеранам и членам их семей. 

Подписано распоряжение о внесении в устав организации необходимых для этого изменений.

Теперь в уставе предусмотрено, что ветераны СВО могут получить доплату от фонда за технические средства реабилитации, которые они приобретают по электронному сертификату Социального фонда России. 

Таким образом, ветераны будут обеспечены более дорогостоящими и высокотехнологичными средствами реабилитации. 

Кроме того, фонд сможет перечислять средства пожертвований благотворительным организациям, которые помогают демобилизованным бойцам и семьям погибших. 

Это позволит оказать поддержку по более широкому перечню обращений. 

Также фонд будет вести мониторинг и оценивать качество мер социальной поддержки и услуг с помощью обратной связи с ветеранами и их семьями. 

 Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» создан в 2023 году. 

Его основной задачей является комплексное сопровождение ветеранов СВО и членов семей погибших бойцов. 

Указ о расширении функционала фонда был подписан Президентом 3 февраля 2024 года.

Распоряжение подготовлено для его реализации. 

Подписанным документом вносятся изменения в распоряжение Правительства от 6 мая 2023 года № 1168-р. 

Источник: Правительство РФ.

Светлой памяти капитан 1 ранга запаса Михаила Юрченко.


Памяти товарища. Невосполнимая утрата. 

23 апреля на 62-м году жизни ушел в свою последнюю автономку кандидат психологических наук капитан 1 ранга запаса Михаил Юрченко. 

Михаил родился 23 марта 1963 г. в Севастополе в семье потомственных военных моряков.

В 1980 году вместе с Виктором Козловым (финалист Первого конкурса войсковых и флотских психолог ВС РФ) по путёвке Печенгского райкома ВЛКСМ Мурманской области поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище.Б

Определён в четвёртый класс второй роты, назначен заведующим фото-классом на кафедре партийно-политической работы, а затем – киностудии училища, экскурсоводом училищного музея истории политорганов и партийно-политической работы ВМФ. 

С фотоаппаратом и кинокамерой присутствовал на всех значимых мероприятиях курсантской жизни и столицы Украины. 

Сотрудничал с редакциями газет: КВВМПУ «Политработник флота», Черноморского флота «Флаг Родины», Киевского военного округа «Ленинское знамя». 

Дважды был победителем олимпиад по высшей математике. 

Его конкурсный реферат по военной психологии занял первое место в ВС СССР. 

Активно участвовал в художественной самодеятельности училища, являлся ведущим концертных программ. 

Победитель конкурсов художественного чтения. 

Был в составе делегации КВВМПУ в шефской поездки к шахтёрам Ворошиловградской (ныне Луганской) и Ростовской областей в мае 1981 года

В 1982 году участвовал в шлюпочном походе по маршруту: Киев – Черкассы — Киев. 

В 1983 году в дальнем походе на учебном корабле «Хасан» проекта 887 по маршруту: Севастополь — Триполи (Ливия) — Кронштадт в качестве курсовой работы снял документальный фильм.

С 1984 по 2013 год, после окончания КВВМПУ с отличием, Михаил Вячеславович проходил службу на кораблях и в воинских частях Северного Флота.

Секретарь комитета ВЛКСМ эсминца «Современный» 56-й бригады эскадренных миноносцев 7-й оперативной эскадры СФ - головного корабля проекта 956, только принятого в опытовую эксплуатацию. 

В 1985 году на нём выполнил полугодовую боевую службу и принял должность заместителя командира боевой части управления (БЧ-7). 

Мечта Михаила Вячеславовича стать подводником реализовалась в 1987 году.

Заместитель командира по политической части подводной лодки Б-2 641 проекта 42-й бригады подводных лодок Краснознамённой Кольской флотилии разнородных сил СФ.

Заместитель командира по политической части подводного атомохода 671 РТМ проекта – 603 экипажа 33-й дивизии 1-й Краснознамённой флотилии подводных лодок СФ. 

В 1995 году назначен начальником отделения социально-психологической работы и профилактики правонарушений отдела воспитательной работы 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. 

1999 - 2005, старший офицер, начальник отделения социально-психологической работы – заместитель начальника отдела социально-психологической работы и профилактики правонарушений Управления воспитательной работы Северного флота. 

Во время службы в подплаве М.В. Юрченко проводил большую исследовательскую и практическую психологическую работу. Михаил Вячеславович организовал взаимодействие с Институтом медико-биологических проблем по вопросами психологического сопровождения подводников. 

Результатом взаимодействия стал «Комплекс психологической поддержки подводников «Академия». 

Был оборудован первый в ВС РФ Центр психологической помощи и реабилитации в помещении спецполиклиники 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. 

В 2004 г. на основе своих исследований, опыта психологической работы Михаил Юрченко защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук. 

М.В. Юрченко объявлялся лучшим психологом ВС РФ. 

В 2005 г. капитан 1 ранга М.В. Юрченко назначен заместителем командующего Краснознамённой Кольской флотилией разнородных сил Северного флота по воспитательной работе – начальником отдела воспитательной работы в г. Полярном. 

С 2013 г. М.Юрченко - заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» по работе с личным составом. 

После увольнения в запас 9 апреля 2018 года Михаил Вячеславович был назначен советником губернатора Санкт-Петербурга по вопросам морской политики. 

Занимался активной общественной работой в президиуме Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ, в правлении Общероссийского Движения Поддержки Флота. 

С января 2022 года - директор «Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско». 

Под руководством и при его непосредственном участии был создан уникальный Центр истории ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, который открылся в марте 2024 года.

У Михаила Вячеславовича было много планов и идей по дальнейшему развитию музейных пространств, патриотической работе с подрастающим поколением. 

Судьба распорядилась по-другому…

Военные психологи, однокашники по КВВМПУ выражают искренние соболезнования родным и близким Михаила Юрченко.

М.Юрченко похоронен на Серафимовском кладбище 26 апреля с.г.

В педагогических вузах России заработают Центры переподготовки участников СВО.


Центры переподготовки участников спецоперации для ведения в дальнейшем образовательной деятельности в школах будут открыты во всех педагогических вузах России. 

Они будут работать по аналогии с тем, который есть на базе Государственного университета просвещения, сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. 

«Такие центры будут созданы у нас во всех педагогических вузах по всей стране», — сказал он на встрече с участниками специальной военной операции на площадке центра военно-патриотического воспитания «Вершина» Государственного университета просвещения. 

Глава Минпросвещения отметил значимость того, что бойцы СВО приходят в школы и рассказывают ребятам о спецоперации. 

Он напомнил, что с 1 сентября в школах будет введен предмет «Основы безопасности и защиты Родины», в рамках которого значимая часть времени будет посвящена начальной военной подготовке. 

Источник: ТАСС.

пятница, 26 апреля 2024 г.

Исследование. Выявление структуры и феноменологии переживания участниками боевых действий.


В помощь студентам специалитета 37.05.02 «Психология служебной деятельности».   

Цель исследования - выявление структуры и феноменологии переживания, сохранение и систематизация живой информации о чувствах и переживаниях участников боевых действий (БД) (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач) по свидетельствам самих участников.

Методология исследования

Л.С. Выготский представил троичную структуру переживания: эмоциональная реакция, осмысление, интерпретация, указав, что в переживании представлены социальная среда, личностные особенности и социокультурный нормативный контекст. 

С. Л. Рубинштейн определял переживание как комплексное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, чувства, настроение и мысли, возникающее в результате воздействия на человека внешних и внутренних стимулов, проявляющееся в его поведении и действиях. 

По мнению С.Л. Рубинштейна переживание может быть положительным и отрицательным, оно находится в непосредственной зависимости от восприятия и оценки человеком переживаемой ситуации и помогает человеку адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, являясь важным элементом личностного развития. 

Организация исследования

Исследование проводится в форме интервью участников БД (ликвидации последствий ЧС, выполнения специальных задач), их родных (близких, знакомых), 

и написания психологических эссе, отражающих особенности ощущений, эмоций, чувств, переживаний при принятии решений, инсайтов в зоне БД (ЧС, выполнения специальных задач) и после возвращения домой. 

В процессе интервью студент получает практику общения с участниками событий. 

Материалы интервью могут быть анонимными, то есть содержать информацию лишь о поле, возрасте участника

Вопросы интервью. Блоки. 

Блок 1. Основные и дополнительные биографические сведения: 

Пол, возраст; дополнительные биографические данные (по желанию). 

Блок 2. Наиболее сильные воспоминания, эмоции, чувства: 

Какое самое яркое воспоминание из жизни, событий, действий (можно несколько, но важно чтобы одно было негативным, а другое положительным)? 

Чем они запомнились? 

Какие эмоции и чувства вызывают? 

Какие ощущения, эмоции, чувства, переживания были самыми частыми? 

Блок 3. Соотношение эустресс- и дистресс-факторов: 

Испытывал ли страх и тревогу? 

При каких обстоятельствах? 

Помогало ли это или мешало? 

Как справлялся? 

Испытывал ли радость? 

При каких обстоятельствах? 

Что помогало? 

Что больше всего не нравилось или мешало? 

Блок 4. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера: 

Приходилось ли принимать экстренные решения, действовать быстро и решительно, в экстремальной обстановке? 

Что переживал, чувствовал при этом, какие эмоции и ощущения испытывал? 

Что помогало и что мешало принимать решения и действовать? 

Какие чувства преобладали в разных условиях обстановки? 

Чего больше всего хотелось? Почему? 

Блок 5. Рефлексия: 

О чем размышлял? 

Какие вопросы задавал сам себе? 

Какие ответы давал? 

К каким выводам пришел? 

Что открыл для себя неожиданно, находясь в зоне БД (ЧС)? 

После возвращения? 

Какие переживания и чувства испытал по этому поводу? 

Что изменилось в жизни после возвращения? 

Какие чувства, эмоции испытывает сейчас? 

Чем занимается? 

Возвращается ли мыслями в зону БД (ЧС, спецзадач)? 

Переосмысливает ли происходившие события? 

Что чувствует и думает об этом? 

Этапы исследования: 

Этап 1. Разработка методики исследования. Сбор первичных данных проводится при помощи структурированного интервью с заранее подготовленными вопросами. 

Этап 2. Выбор респондентов и согласование с ними времени проведения интервью. 

Этап 3. Проведение структурированного интервью. Участникам предъявляются вопросы, на которые необходимо ответить в свободной форме. 

Этап 4. Обработка результатов. 

После проведения интервью, качественно (посредством применения метода феноменологической герменевтики) и количественно (с помощью метода контент-анализа) обрабатываются все результаты. 

Этап 5. Интерпретация результатов исследования. 

Методы исследования:

метод структурированного интервью; 

метод качественного анализа данных (феноменологическая герменевтика); 

метод качественно-количественного анализа (контент-анализ); 

метод количественного анализа данных: мера центральной тенденции, расчет среднего арифметического. 

Карта контент-анализа феноменологии переживания участниками БД.

Этап Рефлексия.

Что переживает: 

радость, переосмысление жизни, сомнения, поиск себя; 

умиротворение; 

потерянность; 

переосмысление жизненных приоритетов; 

волнение, гордость; 

переосмысление ценностей.

Смысловые ед. (паттерны): 

радость от возвращения домой; 

осознание несерьёзности своих проблем в гражданской жизни; 

желание посетить горячие точки; 

поиск себя; 

переосмысление своих проблем в гражданской жизни; 

желание вернуться в зону БД; 

понимание себя как личности; узнавание нового о себе; 

радость от встречи с родными и близкими; 

волнение за сослуживцев; 

правильность своих поступков; 

переосмысление жизненных ценностей; 

стал более уверенным, переоценка ценностей; 

гордость за свою страну.

Подробней: Мильчарек Т. П., Мильчарек Н. А., Пауксон М. В., Макарчук А. И. Структура и феноменология переживания боевых действий военнослужащими // Российский военно-психологический журнал. – 2024. – №1(3). – С. 103–113.