Утлик Эрнст Платонович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны РФ.
Психологическая подготовка и военная психология (в сокращении).
... Между профессиональной (боевой) подготовкой и реальными требованиями войны (боя) существует определенная психологическая дистанция.
Это значит, что переход из образовательной среды в сферу боевой реальности сопряжен с комплексом когнитивных трудностей и негативных переживаний, существенно снижающих боевую эффективность воина или делающих его малопригодным для войны и боя.
Чем объемнее и значительнее этот комплекс, чем больше дистанция, тем серьезнее негативные последствия.
Иногда дистанция настолько велика, что ставится под сомнение профессиональная пригодность человека и ценность профессиональной выучки, ведь ее проявления — это отказ от профессии, несчастные случаи, аварии, катастрофы, а также трусость, измена, предательство…
Психологическая подготовка является теоретико-психологическим развитием старого военного правила «учить войска тому, что необходимо на войне».
Возникновение психологической дистанции, разрыва между приобретаемыми компетенциями и структурой реальной деятельности объясняется отличием практической деятельности от условий и целей научения этой деятельности.
Это своего рода «недоученность», которую фиксирует грустная шутка: «забудьте, чему вас учили, и смотрите, что надо делать…».
Если эта дистанция не слишком велика, она преодолевается в ходе профессиональной адаптации, контекстуального обучения в результате «боевого крещения».
Большую дистанцию заполнить уже невозможно.
Дистанция имеет свойство увеличиваться, например, потому что развитие военной техники и оружия, тактики и военного искусства в целом обычно опережает динамику военной дидактики (теории и практики боевой подготовки).
Согласно сложившейся отечественной традиции, проблематика, порождаемая психологической дистанцией, маркируется понятием «психологическая подготовка», которое, к сожалению, слишком расплывчато, страдает изоляционизмом и почти не используется за пределами военной психологии, исключая, может быть, психологию спорта.
Психологическая подготовка — это один из разделов военной психологии, который объединяет исследования психологических феноменов боя как моделей боевого обучения и психологическое проектирование на этой основе боевой подготовки с целью развития стрессоустойчивости военнослужащих.
Психологическая подготовка является теоретико-психологическим развитием старого военного правила «учить войска тому, что необходимо на войне».
Но прежде всего понятие психологической подготовки представляет собой полезный теоретический конструкт, позволяющий лучше понять психологические проблемы, порождаемые разрывом между учебным процессом и профессиональной деятельностью, и найти способы сблизить результаты боевой подготовки и требования войны (боя).
Практика психологической подготовки позволяет скорректировать систему военно-профессионального образования, психологически сблизить ее с боевой деятельностью.
Концепция психологической подготовки формировалась в условиях теоретического голода и идеологического давления.
Она представляла собой отчаянную попытку преодолеть или обойти эти препятствия.
Но эта задача в целом не была решена.
Идеологическое давление было слишком сильным, а военная психология слишком слабой.
Термин «психологическая подготовка» обычно к чему-то присоединялся: то к «политической», то к «моральной» подготовке.
Еще в 1987 г. Н.Ф. Феденко возражал против присоединения психологической подготовки к чему бы то ни было, кроме боевой подготовки.
По его мнению, «словосочетание, «морально-политическая и психологическая подготовка» — это не что иное «как общее обозначение воспитательной работы».
А «морально-психологическая подготовка» — это либо тавтологическое обозначение психологической подготовки, либо какой-то аспект этики, то есть, дисциплины, которая психологией не является.
Теоретическая база концепции психологической подготовки и сегодня представляется недостаточно развитой.
Ключевым звеном теории и практики психологической подготовки является обретение боевой стрессоустойчивости.
Конечно, это не вся психологическая подготовка.
Серьезные психологические проблемы существуют и в области формирования военно-профессионального мастерства, и в области военно-профессиональной мотивации.
Разумеется, необходима организация обучения и воспитания военнослужащих, поддержания воинской дисциплины с учетом психологических факторов современной войны.
Очевидно, что только при этом воин будет готов в любой момент выступить на защиту Родины, победить врага и сохранить свое психическое здоровье.
Но это задачи военной психологии в целом, а не одного ее раздела, каким является психологическая подготовка.
«Контролируемый боевой стресс может вызывать стрессовые реакции лояльности, самоотверженности и героизма.
И наоборот, неконтролируемый боевой стресс вызывает неустойчивое или опасное поведение, которое нарушает или препятствует выполнению миссии подразделения.
Неконтролируемый боевой стресс может ухудшить и может принести позор, катастрофу и поражение» [Leaders’manual for combat stress control. FM 22-51. Washington, 2004].
... У американских военнослужащих во Вьетнаме. «Со временем накапливаются необычные явления: число страдающих снохождением и энурезом растет, а многие солдаты начинают говорить во сне.
Независимо от продолжительности участия в боевых действиях имеют место определенные «боевые реакции», свойственные всем солдатам в равной мере: 50% испытывают сильное сердцебиение, 45% — страдают от расстройства желудка и кишечника, 30% жалуются на холодный пот, 25% мучит тошнота, и 25% — дрожь, 25% чувствуют, что их мышцы становятся ригидными, 20% — приступы рвоты, 20% испытывают общетелесную слабость, 10% страдают от боли в животе и 6% — от непроизвольного мочеиспускания» [Hilgard E. R. Introduction to psychology. 1962]..
Таким образом, на сегодня кристаллизовались две линии психологической подготовки:
1). Антистрессовое боевое обучение, реализуемое психологически грамотными командирами подразделений (частей, соединений) и инструкторами и консультируемое военными психологами, специалистами по вопросам психологического моделирования боя, приближения условий боевой подготовки к боевой обстановке.
Это, в сущности, психологическая закалка боевых компетенций, развитие боевой агрессивности ...
2). Специальное психологическое обучение, реализуемое военными психологами.
Путем специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих: профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление и другие.
Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность, способность длительное время находиться в неподвижности в условиях плохой погоды, в замкнутом пространстве и др. (А.Г. Караяни)
Одним словом, это «боевой психологический тренинг», тренировка навыков психической мобилизации и восстановления, повышение психологической культуры военнослужащих, развитие способности противостоять характерным для боевой деятельности стрессорам.
Из всего изложенного следует и определенный вывод относительно специфических компетенций практического военного психолога в области «психологической подготовки»:
1. Консультирование по вопросам психологического «приближения» боевой учебы (по всем ее отдельным дисциплинам) к боевой обстановке, то есть, по вопросам организации психологической подготовки в ходе боевой учебы.
2. Тренерские компетенции в области психологической саморегуляции подготовительного и восстановительного характера.
3. Диагностика боевого состояния и организация постоянного мониторинга уровня боевой психологической готовности.
4. Знание психологии вероятного противника.
5. Компетенции в области использования существующих программно-аппаратных возможностей и развития этого направления.
Главная задача психолога, специализирующегося в области психологической подготовки, — внести практический вклад в совершенствование системы формирования боевой стрессоустойчивости военнослужащих с тем, чтобы они становились более эффективными, побеждали в бою и сберегали свое психическое здоровье.