пятница, 10 февраля 2017 г.

Алексей ВАХНЕНКО. Всеармейский конкурс дал мне уверенность в себе.


Флотский психолог Алексей ВАХНЕНКО - финалист VII Всеармейского конкурса специалистов психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации 2016 года, ответил на вопросы главного редактора журнала "Военный психолог" Натальи САВЕЛЬЕВОЙ. (Печатается в сокращении).

На VII Всеармейском конкурсе, который проходил на базе Балтийского флота, Алексей ВАХНЕНКО объявлен победителем в номинациях «Умение держать удар» и Международной организации Красного Креста «Лучший специалист психологической работы в области знаний основ Международного гуманитарного права».


- Алексей, как пришло решение участвовать во Всеармейском профессиональном конкурсе психологов Вооружённых Сил?

- Захотел проявить себя, показать свои профессиональные качества, показать, что я умею.... Себя показать и на людей посмотреть, как говорится.

- По твоему мнению, в чём динамика развития конкурса?

- Вопрос хороший. Специалисты, которые приезжали на конкурс в Балтийск говорили «Круто! Вот это вы придумали!». Мы отличились тем, что у нас впервые была группа поддержки, у нас были отличительные повязки, придуманные нашей психологической службой. Всем понравился полевой пункт психологической помощи и реабилитации...


- Который Александр РУБАН делал?

- Да. Он самый. Александр меня очень поддержал на одном из этапов Всеармейского конкурса и даже реабилитировал в полевом пункте психологической помощи и реабилитации после выполнения задания. И главное, мы все работали в команде. Один за всех и все за одного. 

Это очень приятно, когда ВСЕ ПСИХОЛОГИ и именитые, и начинающие друг друга поддерживают, подбадривают и физически, и морально, и эмоционально. Это дает спокойствие, а главное уверенность в своих действиях.


- Я видела на отчетном видео по конкурсу, как гражданские специалисты подбадривали тебя плакатами «Лешка, мы с тобой!» и это здорово, а поддержка коллег дорогого стоит.

- Поддержка на самом деле много значит.

- Что дал тебе конкурс в личностном и профессиональном плане?

- Конкурс дал мне понять, что зря я так сильно переживал и нервничал. На первом этапе у меня были определенные переживания — как выйти, как себя показать, как представиться... Но! У меня были замечательные помощники, мои коллеги с морской пехоты. 


Многое мне дала канд. псих. наук Людмила Юрьевна ПЕТКО - специалист, который ушел из Вооруженных Сил. Она вложила в мою подготовку свое время и знания в области практического применения различных психологических техник, за что ей персональное спасибо. 

Она готовила меня для качественного выступления, прорабатывала все проблемные ситуации по каждому этапу конкурса. На что нужно обратить внимание, какие лучше упражнения проводить исходя из направленности задания, поддерживала на протяжении всего конкурса.

В личностном плане конкурс дал мне возможность роста, ведь мои знания были высоко оценены  профессиональным жюри. Сам конкурс дал мне уверенность в себе и так же показал, что многое умею, но при этом есть к чему стремится, есть что добавлять в развитие своего профессионального потенциала. Цели на конкурс ставились большие и я частично достиг их. 

- Алексей! Стоит ли участвовать в конкурсе второй раз, третий?

- Конечно! Главное подготовится лучше и можно снова в бой.


- Работа кого из участников тебя впечатлила, какие методики тебе показались интересными?

- Не особо за всеми следил. Но если брать именно тех, кто на общем фоне выделялись, то это Абдувахоб ВАХИДОВ со своей восточной философией и своим особенным мировоззрением. У него очень грамотный, продуманный и серьезный подход к подготовке людей к выполнению поставленных задач. Среди методик.... ну мои, конечно, были интересными...


- Я не сомневалась в твоей высокой самооценке.

- Честно скажу. Мне понравилось когда на полигоне дали возможность работать на земле, это как ностальгия, я с этого начинал свою службу. Это дало мне большой силовой ресурс для прохождения задания, я даже мог без подготовки провести комплекс мероприятий, изложенных в задании. А еще я запомнил офицера из автомобильных войск. Так вот, он применял экриксоновский гипноз в работе с водолазами и знаешь, он работает. Его за это очень высоко оценили.


- Какое для тебя было самое сложное задание, какое самое легкое?

- Эссе — сложноватое задание. Сложно было потому, что говорю я лучше, чем пишу. На бумагу трудно излагать мысли. Однако, я нашел свой подход ... Посмотрел психогенные потери обеих сторон и обратил внимание на информационную войну, которая влияет на боеспособность подразделения и моральный дух. Самое легкое задание — это тест по АРМ ВП.


- Твои пожелания жюри...

- Мне кажется, что практика должна усилится. Хотелось бы работать с коррекцией психических состояний. Не просто мобилизовать, не только подготовить к выполнению задачи, а именно, как каждый специалист проявит себя в умении корректировки негативных психических состояний и острых стрессовых расстройств.


- Для чего на конкурс ехать надо и зачем на него ехать не надо?

- Ехать на конкурс надо за опытом. Это очень важно. Здесь оттачиваешь свои знания и апробируешь накопленный профессиональный опыт на практике. А еще обмениваешься этим опытом с такими же специалистами-психологами. Ехать надо за знакомством. Со многими я поддерживаю дружеские отношения и это здорово.

Ехать на конкурс не стоит тем, кто в себе не уверен. Можно получить психологическую травму из-за того, что не получил призовое место. 


- Кто произвел на тебя большее впечатление на конкурсе – из жюри, из почетных гостей?

- Профессор Александр Григорьевич КАРАЯНИ, профессор КРУК и профессор МИТАСОВА — они меня учили в Военном университете. Высокую оценку дал мне полковник ДЪЯЧУК И.А., которого я знаю еще с Новочеркасского гарнизона. 

- Как коллеги отнеслись к твоему участию в конкурсе?

- Всесторонняя поддержка коллег дала мне ресурс для участия в конкурсе, уверенность в своих силах и правильности выбора.

- На конкурс ехать стоит?

- Безусловно.


Рекомендации по подготовке к профессиональным конкурсам специалистов психологической службы от Алексея ВАХНЕНКО:

I этап: Видеопрезентация результатов деятельности:

- Идеи некоторых специалистов были интересны, в некотором смысле даже это выглядело как разрыв стереотипов. И это именно то, что надо. Нужно выходить за рамки обыденности, но разумно соблюдая психологическую компетенцию. В каждом видео должна быть «фишка» или «изюминка», то, чем можно запомнится.

II этап: Тестирование знаний документации к АРМ ВП:

- Оттачивайте знания на практике. А еще лучше - езжайте в Военный университет на повышение квалификации . Или же вызывайте специалистов к себе на сборы, чтобы они поводили с вами занятия.


III этап: Проведение мероприятий психологической подготовки и оказания психологической помощи в ходе выполнения учебно-боевых задач.

- Оттачивайте свои знания на практике. Каждую технику, каждую методику апробируйте и прогоняйте неоднократно, чтоб понять где не работает и причину от чего не получилось. Повышайте свой профессиональный уровень, хотя бы просто читайте или  просмотрите видео, есть такое понятие как обучающий вебинар.

IV этап: Диагностика актуального психологического состояния групповых процессов и явлений по видеофрагментам:

- Элементарно: посмотрите любой военный фильм и потом с точки зрения психолога объясните психологические процессы, происходящие с людьми и в коллективе. И снова - читайте, повышайте свою профессиональную грамотность и уровень своей компетенции.


***
- Я люблю брать интервью - это легитимизирует моё природное любопытство, дает возможность общаться с профессионалами своего дела, начальниками, задавать вопросы, которые, не будь я журналистом и войсковым психологом, обсуждать вроде и неловко. 

Наталья САВЕЛЬЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий